Если сказать, что в этот вечер в Белом зале Дома кино яблоку негде было упасть – ничего не сказать. Негде было упасть даже вишенке – все места были заняты.
Вы все поймете, как только мы назовем имя юбиляра, которое привлекло киноманов, любителей и знатоков российского кино. В Белом зале Дома кино 10 ноября состоялся вечер по случаю столетия со дня рождения выдающегося режиссера, киноактера, Народного артиста СССР, лауреата премии имени братьев Васильевых Владимира Павловича Басова.
Замечательным образом это совпало с известным всем праздником – Днем сотрудников органов внутренних сил РФ, когда-то – Днем милиции. Невозможно было не отметить это, вопреки первоначальной сценарной задумке, ведь Владимир Басов пребывал в добрых отношениях с правоохранительными органами, и, в первую очередь, как заядлый автолюбитель, с Госавтоинспекцией. Как давнего знакомого встретил зал экранного милиционера в исполнении Владимира Басова из фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Александр Басов, кинорежиссер, сценарист, представил две киноновеллы, специально подготовленные к юбилейному вечеру отца, посвященные его детству и участию в Великой Отечественной войне. В основе этих новелл – автобиографические записки самого Владимира Басова «Сколько помню себя». С благоговением и благодарностью восприняли зрители ранее неизвестные материалы из семейной коллекции и архива РГАЛИ. По единодушному мнению, это выглядело творческой заявкой, презентацией большого биографического фильма о мастере.
О родовых корнях Владимира Басова поведал и двоюродный брат кинорежиссера, заслуженный учитель РФ В.П. Муромцев – исследователь родословной семьи, мощного родового дерева Поповых-Муромцевых-Басовых, уходящего корнями в глубокое прошлое нашей страны.
Трогательными воспоминаниями, детскими впечатлениями от общения с уникальной личностью юбиляра поделились Анна Кагарлицкая, известный киновед, журналист, продюсер, автор монографии о творчестве Владимира Басова и член-корреспондент Российской академии художеств Илья Комов, художник.
Особенным моментом вечера стало обращение к залу с экрана дочери Владимира Павловича Елизаветы Басовой. Профессиональная балерина, по окончании Вагановского училища выйдя замуж за гражданина Греции, она уехала когда-то в эту страну и поныне проживает там.
С большим воодушевлением были восприняты фрагменты знаменитых лент мастера – «Случай на шахте номер восемь», «Метель», «Тишина», «Битва в пути» и, возможно, главной киноработы знаменитого режиссера – киноэпопеи по роману Вадима Кожевникова «Щит и меч», собравшей у экрана в премьерные показы 1968 года 200 миллионов соотечественников. Увидели зрители и сцены из менее известных работ кинорежиссера – «Нахлебник», «Школа мужества», «Жизнь прошла мимо», «Крушение эмирата».
Ну и, само собой, не мог обойтись юбилейный вечер без демонстрации фантастического каскада блистательных киноролей Владимира Басова – от неунывающего полотера из фильма «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии до эксцентрического Артура Артуровича, тараканьего царя из «Бега» Александра Алова, Владимира Наумова и буффонадных «сильных мира сего» в фильмах Тамары Лисициан «Чиполлино» и «Волшебный голос Джельсомино». С особым вниманием посмотрели собравшиеся драматическую короткометражную новеллу «Завтраки 43 года», снятую Инной Туманян по рассказу Василия Аксенова, в которой Басов проникновенно исполнил роль фронтовика, старшины первой статьи Кошкина, защитника Севастополя.
В завершении ведущий вечера, автор и режиссер юбилейной композиции в Белом зале Дома кино Олег Шухер вспомнил услышанную когда-то историю, как Владимир Павлович приехал навестить первокурсника-сына в один из совхозов Подмосковья, где Александр с другими такими же первокурсниками ВГИКа помогал стране в сборе урожая картофеля. И привез не только сыну гостинец, но и всей бригаде – целый багажник свежих тортов.
Следуя этому примеру, в завершении теплой встречи Александру Басову вручили исторический сборник «Хочу учиться во ВГИКе», вышедший к 100-летию знаменитой киношколы, а всех собравшихся в Белом зале в компании гениального земляка, большого художника, неповторимого Владимира Басова угостили пирожными.
Не только дурные примеры заразительны!
Вечер подготовлен Гильдией режиссеров Союза кинематографистов России, Центром творческой и методической работы ВГИК.
Центр творческой и методической работы ВГИК