Возможности регионального кино обсудили на ММКФ


В рамках бизнес-площадки 44 Московского международного кинофестиваля 27 августа в столичном кинотеатре «Октябрь» прошел круглый стол на тему: «Новые возможности регионального кинематографа», организованный Фондом поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России (ФПРК)

В дискуссии приняли участие: Дмитрий Давиденко – директор Департамента кинематографии Министерства культуры РФ; Лариса Солоницына – председатель Совета Фонда поддержки регионального кинематографа; Василий Нелюбин – заместитель губернатора Красноярского края; Миляуша Айтуганова – генеральный директор «Татаркино»; Алексей Алешковский – президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России; Андрей Бегунов – заместитель генерального директора по стратегическому развитию «ГПМ КИТ»; Алексей Рогозин – куратор международных проектов Союза кинематографистов Карелии; Анатолий Конычев – председатель Архангельского Представительства Союза кинематографистов РФ; Андрей Антипенко – руководитель Молодежного центра Союза кинематографистов Самарской области; Валентин Лисицын – представитель Министерства культуры РФ; Ольга Каверзина – директор АНО «Фестивальная дирекция»; Ирина Мастусова – исполнительный директор Ассоциации анимационного кино; Мария Ситковская – директор Московской школы кино, управляющий партнёр университета креативных индустрий Universal University; Стивен Мао – режиссер и продюсер из США, лауреат премии «Оскар».

Модератором мероприятия выступил Дмитрий Якунин – заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа.

Директор Департамента кинематографии Министерства культуры РФ Дмитрий Давиденко отметил, что цель поддержки региональных проектов – дать кинематографистам толчок, вселить в них уверенность в правильности намеченного пути.

«Мы планируем в следующем году провести форум по технологии создания кинокомиссий в регионах. Нужно выстраивать диалог с регионами, и тогда у нас будет очень мощная поддержка в лице кинокомиссий», – заключил Дмитрий Давиденко.

Он также выразил уверенность в необходимости общения внутри индустрии, в проведении для этих целей круглых столов и других мероприятий, чтобы задавать общие ориентиры, необходимые как молодым, так и опытным кинематографистам.

Валентин Лисицын, отвечающий в Министерстве культуры за сотрудничество с регионами, рассказал о создании совместно с Минвостокразвития России кинокомиссии Дальнего Востока на базе кинокомпании «Сахафильм». Он также отметил важность децентрализации кинопроизводства, подчеркнув при этом, что развитие региона должно происходить в зависимости от его специфики, и указал на необходимость решения проблем с инфраструктурой в субъектах РФ.

О работе Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК) рассказала председатель Совета Фонда Лариса Солоницына.

«Идея учреждения ФПРК возникла у Союза кинематографистов России, когда стало понятно, что спорадически, изредка решая проблемы в региональных отделениях, представительствах Союза, невозможно было решить проблему в целом. То есть нужен был инструмент системной поддержки. Именно для этого Фонд и был создан. Председателем Попечительского совета стал Никита Сергеевич Михалков, председатель Союза кинематографистов России. В Совет Фонда также входят и представители регионов. Идея заключается в том, чтобы эти позиции были самыми ротируемыми, чтобы представители всех регионов побывали в Совете Фонда и узнали, как он работает», – пояснила Солоницына.

Также она рассказала о ключевых проектах организации, в числе которых – конкурс документального кино «Россия – взгляд в будущее», объявленный в марте этого года. По словам председателя Совета Фонда, эти деньги позволяют работать с каждым победителем конкурса точечно.

«Если у кинематографиста есть хорошая идея, но не хватает опыта, чтобы, например, корректно оформить заявку, Фонд не отсекает его по формальному признаку, а помогает, чтобы его идея не ушла в мусорную корзину. Продюсеры Фонда сами ездят на съемочные площадки и контролируют процесс использования государственных средств», – отметила Лариса Солоницына.

Рассказывая о поддержке кинолетописи, спикер уточнила, что в Красногорском архиве кинофотодокументов и в Госфильмофонде есть те материалы, которые были сняты коллегами-кинематографистами до того, как развитие кинолетописи приостановилось в нашей стране. Период нашего времени, по ее словам, меньше зафиксирован в кинохронике, и Фонд «в некоторые регионы выделяет деньги, чтобы кинолетопись там жила».

Алексей Алешковский, президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов РФ, представил сценарную лабораторию «Формула пути», открытую Фондом поддержки регионального кинематографа. По его словам, это своего рода антикризисная модель развития индустрии, в условиях нехватки хороших сценариев.

На взгляд спикера, «кино может нести социальную нагрузку. Поэтому критериями отбора проектов для сценарной лаборатории должны стать: высокий драматургический уровень, региональная составляющая, какой-то потенциал позитивного социального мессиджа. Кино может быть инструментом решения социальных проблем», – подчеркнул Алексей Алешковский.

Заместитель исполнительного директора ФПРК Дмитрий Якунин отметил, что в регионах в последнее время снимается все больше и больше кино. По его словам, Фонд поддержки регионального кинематографа в ближайшее время планирует провести аналитическое исследование об актуальном состоянии кинематографа в регионах РФ с целью составления «Каталога региональных кинематографических площадок субъектов РФ».

В опросе могут принять участие представители региональных органов исполнительной власти и представители региональных подразделений СК РФ в субъектах РФ.

В рамках круглого стола о развитии кинематографа рассказали представители регионов.

Василий Нелюбин, заместитель губернатора Красноярского края, подчеркнул, что регион имеет серьезную кинематографическую историю.

«У нас снимали свои фильмы Леонид Гайдай, Сергей Герасимов, Никита Михалков и многие другие легендарные режиссеры. В новейшей истории почти ничего серьезного не снимали, но в регионе проходит много фестивалей, например, был проведен Международный фестиваль для детей и юношества “Герой”. Стали выдавать государственную премию Красноярского края имени Виктора Трегубовича в области кинематографии. В 2021 году губернатором Красноярского края было подписано трехстороннее соглашение с АПКиТ и АСИ по продвижению новых проектов. В том же году была увеличена грантовая программа «Документальное кино Красноярья» до 10 млн рублей, было снято больше 25 фильмов», – рассказал Василий Нелюбин.

В 2022 году созданы новые подразделения КГАУК «Енисей кино»: отдел содействия организации киносъемок и отдел кинолетописи. Снова выпускается альманах «Енисейский меридиан». Вместе с кинокомпанией «Триикс Медиа» (Санкт-Петербург) в регионе прошли съемки 8-серийного сериала «Красный Яр» про золотую лихорадку. Также планируется ввести систему субсидий (рибейтов): минимум 20 % – максимум 50 %. Премьерами 2022 года в регионе стали фильмы: «Там, где наш дом» (Владимир Тарасов, Дмитрий Квашнин, Василий Буйлов), «Начать сначала» (Ирина Гобозашвили), «Трансформация» (Василий Буйлов), «Астраханцев. Портрет эпохи» (Элина Астраханцева)/ В 2022 году в Красноярском крае впервые прошел Международный форум кинопроизводителей. В ближайшем будущем в регионе планируется развивать фестивальное движение, организацию киносъемочного процесса, заняться подготовкой законодательной базы и созданием механизмов предоставления субсидий кинокомпаниям (рибейтов), подготовкой и привлечением специализированных кадров, увеличением количества кинопроектов, снятых на территории Красноярского края.

Ольга Каверзина, директор АНО «Фестивальная дирекция», заместитель председателя кинокомиссии Калининградской области, рассказала о программе рибейтов. Спикер отметила, что на данный момент в работе по программе рибейтов находятся пять проектов. В 2021 году в рамках данной программы было снято 17 фильмов и привлечено в регион более 300 млн рублей. Регион планирует увеличить процент к возврату – теперь он будет составлять от 20 % до 40 %. В этом году ожидаются премьеры фильмов, снятых в регионе —  «Хочу замуж», «Нюрнберг», «Плакать нельзя». По ее словам, рибейт действует и на музыкальные клипы – 20 % возмещения от затрат, проводятся локейшн-туры, обучение в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения по специальности «локейшн-менеджер» (набор 20 студентов).

В 2023 году в Калининградской области пройдет совместно с ФПРК «Всероссийский форум регионального кинематографа» – четырехдневный проект, направленный изучение лучших региональных практик; привлечение инвесторов для производства; показы и обсуждение региональных картин. На данный момент формируются номинации и предполагаемый призовой фонд.

Миляуша Айтуганова подчеркнула, что «Татаркино» – это единственный региональный дистрибьютор фильмов в Татарстане. Основные направления его деятельности – содействие кинопроизводству, прокат и фестивали. Глава «Татаркино» рассказала, что показ и прокат фильмов осуществляются в 43 муниципальных районах Республики. Всего в регионе – 172 точки кинопоказа, из них 32 цифровых зала, оснащенных Федеральным Фондом кино.

С целью популяризации кинематографа проходят Дни татарстанского кино в различных регионах России, а также синтетические форматы, например, проекты «Кино + музыка», «Кино + театр», «Мульт-урок», «Кино-урок», выездная киноэкскурсия «Снято в Казани» и другие.

Спикер добавила, что Татарстан активно занимается и фестивальной деятельностью: в Республике проходят детский фестиваль «Мили мультFest», Казанский международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК). Деловая площадка КМФМК – это территория объединения специалистов в области кино, которая включает в себя три направления: международный питчинг кинопроектов, Казанский региональный кинорынок и Форум киношкол.

Она подчеркнула, что в ближайшее время в Татарстане планируется создание полноценного комплекса для производства, показа, проката и продвижения кинофильмов, а также регионального кинокластера.

Алексей Рогозин, куратор международных проектов Союза кинематографистов Карелии, определил основные направления работы в регионе на ближайшее время.

По его словам, в Республике планируется активизировать кинообразование, сделав акцент на подготовке специалистов второго эшелона, а также устранить нехватку стажировочных площадок, чтобы специалисты получали необходимый практический опыт.

Спикер сообщил, что в Карелии начинают работать кинокомиссия и система рибейтов (в размере 20 %).

Анатолий Конычев, председатель Архангельского Представительства Союза кинематографистов России, отметил необходимость юридической помощи региону, чтобы запустить работу кинокомиссии. Он также рассказал, что в Архангельской области существует уникальная субсидия – до 2032 года принят закон о поддержке культуры Русского Севера. На эти деньги проводятся образовательные программы. Создан сайт кинокомиссии, где будет размещен онлайн-кинотеатр с фильмами, которые снимались в области.

Московская школа кино, по словам ее директора Марии Ситковской,  занимается популяризацией как кинопрофессий, так и культуры профессионалов в кино. Школа готова оказать помощь в организации филммейкинга в регионе, онлайн-обучения или обучения в смешанных форматах.

Исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова отметила развитие региональной анимации, триггером к чему послужило создание Дома российской анимации на базе киностудии «Союзмультфильм» в 2017 году.

Заместитель генерального директора по стратегическому развитию «ГПМ КИТ» Андрей Бегунов подчеркнул, что его компания заинтересована в поиске талантливых людей в регионах. По его словам, есть запрос на региональную стилистику и региональный ландшафт, поэтому работа кинокомиссий, по его убеждению, здесь особенно важна.

Напомним, что бизнес-площадка 44 ММКФ прошла 26-27 августа. Игроки индустрии обсудили также перспективы продвижения российского кино на мировом рынке – в рамках круглого стола «Продвижение российского кино на зарубежные площадки. Новая реальность».