1 июня в Белом зале Центрального Дома кинематографистов прошла творческая встреча с журналистом и телеведущим Дмитрием Дибровым. Встреча состоялась в рамках Международного кинофестиваля «Грачевский».
Кинофестиваль детских и семейных фильмов «Грачевский» был основан в 2023 году в память о бессменном руководителе киножурнала «Ералаш» Борисе Грачевском. Это культурно-просветительское мероприятие, направленное на знакомство юных зрителей и их родителей с киноискусством, воспитание и развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование их зрительской культуры и выявление новых достижений в детском кино.
В программу основного конкурса фестиваля вошли девять полнометражных фильмов для детской и семейной аудитории, среди которых картины из России, Ирана, Армении и Узбекистана. Открыла программу фестиваля документальная лента «Дядя Боря Ералаш».
Ведущим церемонии открытия киносмотра стал друг и коллега Бориса Грачевского – Дмитрий Дибров. Предварила церемонию открытия творческая встреча с известным телеведущим, которая прошла в формате «вопрос – ответ». Зрители Дома кино смогли пообщаться с Дмитрием Дибровым и задать интересующие вопросы.
Отвечая на один из вопросов, Дмитрий Дибров подтвердил, что мастерство телеведущего постигалось им «в курилках», так как телевизионных вузов еще не существовало. «Наше поколение попало на бескомпромиссный водораздел между прошлым и будущим…», – подчеркнул телеведущий.
Рассуждая о карьере в мире телевидения, телеведущий сформулировал «главное останкинское испытание»: тебе не дадут ничего попробовать, пока ты не докажешь, что ты можешь что-нибудь сделать, а ты не докажешь, что ты можешь что-нибудь сделать, пока тебе не дадут попробовать. «Что делать? Только писать самому себе сценарий, – поделился Дмитрий Дибров. – Мы писали сценарии во “Взгляде”, а потом сами же выходили в эфир…»
На встрече зрители не могли обойти вниманием киножурнал «Ералаш» и поинтересовались, как изменился проект и его зритель.
По словам Дмитрия Диброва, Борис Грачевский всегда держал планку: «Ералаш» – это живая эстафета с 60-х. В киножурнале Борису Грачевскому удалось сохранить неповторимую окуджавскую температуру мысли, достоинство и благородство. И «Ералаш», каким его предложила Алла Сурикова, таким и оставался. Но вместе с этим Борис Грачевский хотел соответствовать времени. В киножурнале стали появляться сюжеты, связанные, например, с соцсетями и содержащие современный сленг. Но в самой основе «Ералаш» не менялся. Признаки времени появляются здесь словесно, но эстетическая основа киножурнала остается как эстафета между поколениями и эпохами нашей страны. “Ералаш” – это, наверное, то самое равновесие, которое необходимо».
Интересовались гости Дома кино и тем, какие книги и фильмы повлияли на журналиста и телеведущего, сформировали его как личность и профессионала.
Дмитрий Дибров порекомендовал к прочтению следующие книги: «Завтрак для чемпионов, или Прощай, Чёрный понедельник!», «Колыбель для кошки», «Балаган, или Конец одиночеству!» Курта Воннегута – в переводе Риты Райт-Ковалевой, «Уловка–22» Джозефа Хеллера, романы Владимира Набокова, «Сто лет одиночества», «Осень патриарха» Габриэля Гарсия Маркеса, «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, творчество Даниила Хармса, Саши Чёрного и многие другие книги.
Он также отметил, что «Генералы песчаных карьеров» (реж. Холл Бартлетт, 1971 год) – это фильм, который оказал на него и на его поколение «окончательное воспитательное влияние».
«Я, Владислав Листьев, Александр Любимов – все мы смотрели этот фильм… И, когда спустя много лет, мы встретились в “Останкино”, то “генералами песчаных карьеров” можно было назвать нас, – рассказал Дмитрий Дибров. – Работа в программе “Взгляд” была серфингом на волне потребности страны. Мы летели стремглав, иногда рискуя собственной башкой. Это все было по запросу общества».
Также телеведущий рекомендовал к просмотру все фильмы Андрея Тарковского и Ларса Фон Триера. Особенно он выделил фильмы, которые снимались теми, кто или чьи отцы видели настоящую войну: «Девять дней одного года» Михаила Ромма, «Летят журавли» Михаила Калатозова, «…А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и многие другие.