28 марта в Белом зале Центрального Дома кинематографистов прошел показ документального фильма режиссера Таисии Курской «Я есть, и я живу…» (2002 г.) Мероприятие было приурочено к Всемирному дню театра.
Организаторами показа выступили: Гильдия актеров кино СК России, Московское отделение СК России и Киновидеостудия «Современник».
«Я есть, и я живу» – это полнометражный фильм о театре «Современник» в начале нулевых годов. Момент съемки приходится на переломный момент истории. В фокусе – несколько спектаклей «Современника»: «Вишневый сад», «Три товарища», «Крутой маршрут», «Карамазовы и ад» и другие, каждый из которых прямо или косвенно связан с переживаниями героев на фоне смены исторических декораций. Фрагменты разных спектаклей и репетиций как бы сливаются в один большой спектакль, разворачивающийся на фоне хаоса событий девяностых годов. Спектакли перемежаются документальной хроникой.
Директор Гильдии актеров кино России, заслуженный работник культуры России Валерия Гущина отметила: «Очень редко в дипломе выпускника театрального учебного заведения написано, что это только актер кино. Обычно они актеры театра и кино. Именно их праздник – Всемирный день театра – отметили вчера, а мы его продлили на один день». Валерия Гущина подчеркнула, что когда впервые увидела режиссера фильма «Я есть, и я живу», то была потрясена ее женственностью, глубочайшим искренним уважением к артистам и любовью к ним.
Также Валерия Александровна представила одного из героев фильма Таисии Курской – народного артиста России Евгения Миронова, отметив, что он единственный, кто основал Фонд помощи артистам: «Кажется, что все артисты – богатые и обеспеченные люди. И только Евгений Миронов понял, что им далеко не так хорошо живется…»
В своем видеообращении к зрителям Евгений Миронов поделился: «Мне очень приятно, что фильм “Я есть и я живу” продолжает свою судьбу. Как сказала Алла Демидова, “артисты и их судьба – это как рисунки на песке: пришла новая волна, смыла эти рисунки – и ничего не осталось, только осталось в памяти тех, кто живет и помнит своих любимых артистов или свои любимые спектакли и фильмы”. Фильмы в отличие от спектаклей все-таки остаются в памяти. И как это здорово, что в какой-то момент режиссер решила в своем фильме запечатлеть фрагменты разных спектаклей потрясающих режиссеров, деятелей искусства. И мы имеем возможность слушать и видеть, что хотели выразить эти режиссеры, что их волновало. Путь какие-то фрагменты, пусть не весь спектакль, но, тем не менее, это останется в памяти на долгие-долгие годы. Я очень за это благодарен».
Рассказывая о своей роли в фильме «Я есть, и я живу», Евгений Миронов отметил, что речь идет о кусочке спектакля «Карамазовы и ад», который поставил Валерий Фокин в театре «Современник». «Мне очень повезло, – рассказал артист, – я играл Ивана Карамазова. Это был очень ответственный период в моей жизни, потому что тогда я был артистом Московского театра Олега Табакова. Меня пригласили в театр “Современник”, где я играл с такими потрясающими артистами, как Игорь Кваша, Сергей Гармаш и Авангард Николаевич Леонтьев. И, конечно, сама ткань спектакля была не бытовая. Мне интересно было открыть это новое в себе как в артисте с помощью потрясающего материала Достоевского и особой режиссуры Валерия Фокина. Ключевым моментом спектакля была сцена у старца Зосимы, которого играл Михаил Глузский. Его монолог вошел в фильм. По моим воспоминаниям, это было решено достаточно интересно и очень свежо, потому что обычно старцев, святых играют с бородами. Ничего подобного не было в исполнении Михаила Глузского. Он был так понятен в этой своей простоте, святой простоте. Михаил Глузский как киноактер делал это не театральным способом, а почти киношным. И это доходило до зрителей. Для меня это был дорогой и очень важный спектакль в моей творческой судьбе».
Валерия Гущина вручила Таисии Курской от Гильдии актеров кино России диплом «За верность профессии и достойный художественный уровень документального фильма “Я есть, и я живу”».
Режиссер рассказала, что фильм снимался в театре «Современник» в течение двух лет, на рубеже 3-го тысячелетия. «Как только деньги могли прийти на студию, тогда мы ехали и снимали, – рассказала Таисия Курская. – Галина Борисовна Волчек милостиво разрешила нам снимать во время репетиций фрагменты спектаклей, и, в общем-то, мы жили своей жизнью. Она даже пригласила нас на встречу нового 2000-го года в театре. Никаких специальных съемок для фильма не было, кроме тех, о которых я уже рассказала. Режиссер Валерий Фокин даже попросил актеров прийти за час до репетиции спектакля «Карамазовы и ад» и проиграть нужную нам сцену с монологом Михаила Глузского. Дело в том, что, когда мы снимали эту сцену во время репетиции, мы мешали своим светом свету театральному. И я безмерно благодарна Валерию Фокину, Михаилу Глузскому, Евгению Миронову и другим актерам, которые участвовали в съемках». Таисия Курская рассказала о том, что они сняли интервью с Галиной Волчек, где руководитель «Современника» размышляет о театре и о времени; о том, как «Современник» продолжает традиции, заложенные Олегом Николаевичем Ефремовым при создании театра – «говорить своими постановками о действительности по-современному».
Также режиссер подчеркнула, что в фильм включены и архивные кадры Олега Ефремова. «И здесь есть небольшая тонкость, – отметила она. – Для меня как для режиссера-документалиста всегда было важно: о чем бы я ни снимала, говорить именно о времени, о настоящем времени, о судьбе России. Был такой режиссер-новатор Дзига Вертов. Он считал, что в кино основное и самое главное – это “киноощущение мира, художественная правда жизни, выраженная средствами кинематографа”. Режиссеры-постановщики Галина Волчек, Валерий Фокин, Римас Туминас в то время ставили спектакли на сцене “Современника”. Абсолютно разные режиссеры со своим видением театра. Тем интереснее нам было работать. И, скорее всего, это наш эксперимент – говорить о времени через театр».
Таисия Курская выразила благодарность актерам и режиссерам, принявшим участие в фильме. Она поблагодарила студию ЦСДФ, на базе которой шло производство фильма; директора киновидеостудии «Современник» Анатолия Шелюка.
«Мы показали фильм Олегу Табакову и Римасу Туминасу. Их мнение было важно для нас, так как в театре я снимала впервые. Спасибо им за высокую оценку фильма. Это дало нам силы жить и работать», — призналась режиссер. В 2002 году фильм был показан в Доме ученых в Москве. Затем – на международном фестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге, где был хорошо принят зрителями и получил положительные отзывы. «И вот сегодня, в год 90-летия Галины Борисовны Волчек, мы представляем фильм здесь, на экране Дома кино. Я уверена, что она была бы рада, что такой фильм существует и останется в истории театра и кино. Отдельное спасибо Гильдии актеров СК России и Московскому отделению СК России за организацию этого вечера», — заключила Таисия Курская.