В московском кинотеатре «Октябрь» 26-27 августа в рамках бизнес-площадки 44 Московского международного кинофестиваля состоялся Московский питчинг дебютантов. Всего было прислано 620 заявок из 62 городов 58 регионов России. Отборочная комиссия выбрала шорт-лист, в который вошли 30 проектов в шести номинациях: «Полнометражное игровое кино», «Короткометражное игровое кино», «Документальное кино», «Игровые сериалы до 24 минут», «Игровые сериалы свыше 24 минут» и «Work-in-progress».
Каталог Москоского питчинга дебютантов
В каждой из категорий был вручен денежный приз в размере 1 млн рублей, а также призы от партнеров и экспертов питчинга.
Все мероприятия проходили в очном формате, параллельно на Youtube-канале MovieStart проводилась онлайн-трансляция.
Публикуем список победителей в каждой номинации:
«Документальное кино»
«Карполь», автор сценария и режиссёр – Арина Прошина-Кулик, продюсер – Антон Сумароков (Москва). Документальный фильм о выдающемся волейбольном тренере Николае Васильевиче Карполе и его команде «Уралочка-НТМК», которой он руководит с 1969 года. Сейчас Николаю Васильевичу 84, и он постепенно передает «Уралочку» в руки своего внука Михаила Карполя.
«Игровое короткометражное кино»
Alina Wild, автор сценария и режиссёр – Илья Лебедев, продюсер – Самат Юзеев (Москва). Сотрудник провайдера Саша, стеснительный «ботаник», подключает интернет одинокому старику Фролову. Тот хочет найти в сети взрослую внучку Алину, с которой давно потерял связь.
«Work-in-progress»
«Флоу», автор сценария и режиссёр – Родион Головань (Москва). До женитьбы талантливый поэт Сергей Дельвиг вел жизнь непризнанного гения, а потом все бросил ради «тихого семейного счастья» с учительницей Аней. Но внезапно он снова получает возможность вернуться к мечте. Правда, на пути к ней его искреннее творчество встречает множество преград: от соседа-зумера, проводника в мир ютуба, где Сергей должен обрести известность, искажающего замысел ради собственных амбиций, до местной мафии и, наконец, жены Ани, которая сама оказывается не только учителем, но и талантливым режиссером, и готовит с детьми спектакль, из-за чего супруги, поглощенные собой, совсем отдаляются друг от друга.
«Игровое полнометражное кино»
«История одной матери», автор сценария – Мариэтта Захарян, режиссер – Эвелина Барсегян, продюсеры – Эвелина Барсегян и Георгий Даниелянц (Санкт-Петербург). Родителей годовалой Василисы отправляют в ГУЛАГ. Семейное горе неожиданно оборачивается счастьем для 50-летней Ольги: потеряв надежду стать матерью, одинокая женщина выдает себя за родную маму девочки. Она вкладывает в Василису всю свою нерастраченную заботу и нежность. Создавая для ребенка уютный мир в их комнате в коммунальной квартире в Ленинграде, она скрывает от девочки, что она ей не родная мама.
«Игровые сериалы до 24 минут»
«Аня и предки», автор сценария и режиссер – Юлия Свинцова, продюсер – Дария Де Консейсао (Санкт-Петербург). Биолог Аня живет в небольшом городке с мамой и с нетерпением ждет отъезда на научную стажировку в столицу. После несчастного случая на стройке торгового центра на месте старого кладбища ее мама впадает в кому, а сама Аня начинает видеть призраков кладбища, среди которых — три ее предка, повсюду следующих за девушкой.
«Игровые сериалы свыше 24 минут»
«Хейт», автор сценария – Сергей Настин (Москва). Сына телезвезды сбивает машина. Спеша найти и покарать виновного, она «пробивает» по базе не тот номер и на всю страну обвиняет в преступлении скромную учительницу Аню.
Приз от CineLab – проект «Соло», автор сценария и режиссёр– Ярослав Хромагин. Оперативник Макс не первый месяц расследует дело о загадочных покушениях на «зазнавшихся» предпринимателей города. У всех жертв схожие «ювелирные» ранения, не угрожающие их жизни. Все они не связаны между собой, однако пути расследования ведут к странному молодому парню по имени Павел. Недовольное начальство назначает Максу нового напарника, чтобы придать делу ускорение.
Работы участников питчинга в категории «Документальное кино» оценивали:
Сергей Мирошниченко (председатель) – художественный руководитель документальной программы ММКФ;
Ирина Белых – программный директор и сооснователь Фестиваля актуального научного кино ФАНК;
Филипп Кудряшов – президент Гильдии организаторов кинопроизводства Союза кинематографистов России;
Татьяна Матвеева – заместитель генерального продюсера мультимедийного сервиса Okko по документальному кино;
Максим Никольский – продюсер документального кино платформы Premier.
В состав экспертной комиссии в категории «Короткометражное игровое кино» вошли:
Андрей Золотарев (председатель) – сценарист;
Наталия Клибанова – главный продюсер компании «Амедиа Продакшн»;
Ирина Обидова – режиссёр, сценарист, креативный продюсер Potential;
Олег Сироткин – куратор курса «Сценарное мастерство» Московской школы кино;
Жан Просянов – главный редактор портала «Кино-Театр.Ру», директор по развитию веб-кинотеатра CHILL.
Работы в категории «Полнометражное игровое кино» оценивали:
Сусанна Альперина (председатель) – киноэксперт, продюсер, обозреватель «Российской газеты», программный директор фестиваля экранизаций «Читка»;
Екатерина Кононенко – генеральный продюсер компании Versus Pictures;
Стивен Мао (США) – режиссер, продюсер;
Максим Уханов – продюсер компании СТВ;
Полина Шлихт – генеральный продюсер компании Monumental Partners, глава по международным копродукциям и дистрибуции «Монументал Вижн»
Александр Карачевский – генеральный директор студии «Беларусьфильм»
В состав жюри в категории «Игровые сериалы до 24 минут» вошли:
Антон Калинкин (председатель) – продюсер;
Алексей Алешковский – президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России;
Александр Архипов – главный редактор компании СТВ;
Олег Богатов – руководитель сценарной школы и агентства «Лига Кино»;
Светлана Сонина – заместитель генерального продюсера онлайн-сервиса OKKO.
Работы участников питчинга в категории «Игровые сериалы свыше 24 минут» оценивали:
Вадим Соколовский (председатель) – директор департамента собственного производства IVI Originals;
Антон Володькин – директор онлайн кинотеатра Wink;
Гевонд Андреасян – генеральный продюсер кинокомпании «К.Б.А.»;
Андрей Бегунов – заместитель генерального директора по стратегическому развитию «ГПМ КИТ»;
Гавриил Гордеев – продюсер по оригинальному контенту онлайн-сервиса OKKO;
Дмитрий Рудовский – соучредитель кинокомпании Art Pictures Studio.
В состав жюри в категории «Work-in-progress» вошли:
Евгений Герасимов (председатель) – председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям, народный артист России;
Эдуард Гимпель – лауреат премий «Белый квадрат», «Золотой орел», кинооператор, эксперт киностудии «СинеЛаб»;
Дарья Горяинова – руководитель направления закупок российского кино, ООО «Кинопоиск»;
Дмитрий Казуто – директор Санкт-Петербургского международного Контент-Форума, генеральный директор АНО «ЦКВИ «Экспоконгресс»»;
Николай Ларионов – заместитель генерального директора фонда «Кинопрайм»;
Александр Нечаев – главный редактор издания «Бюллетень кинопрокатчика».
После защиты проектов в каждой из номинаций члены экспертной комиссии поделились своими впечатлениями, а также профессиональными советами для всех участников. Члены жюри неоднократно отмечали высокий уровень организации и проведения Московского питчинга дебютантов. Вниманию всех участников и экспертов был представлен трейлер тех проектов, которые были сняты в течение последних двух лет.
«Полнометражное игровое кино»
Сусанна Альперина: «Отбор полнометражных игровых работ очень хороший, все проекты отличные. И если мы наградили одного, это вовсе не означает, что другие недостойны внимания».
Стивен Мао: «Я поздравляю всех участников питчинга. Все проекты были замечательные, и я очень надеюсь, что каждый из них будет реализован. Будьте всегда верны себе, следуйте своей мечте и воплощайте в жизнь свои проекты.
«Work—in—progress»
Евгений Герасимов: «Хотелось больше личной истории, понимать, почему автор создал именно её. Хотя было очевидно, что дебютанты болеют своей темой, и нужно обязательно поддерживать их».
«Документальное кино»
Сергей Мирошниченко: «Были очень интересные проекты, и каждый из них имеет право получить грант. Некоторые проекты я бы с удовольствием доводил до стадии готовности, можно сделать их поострее и сильнее драматургически. В этот раз у нас было непростое решение – пришлось выбирать победителя из двух проектов. Надеюсь, что это будет хорошая картина».
Филипп Кудряшов: «Было много прекрасных героев, которых сейчас не хватает. Мои пожелания – глубже проникать в темы. Посвящайте этому больше времени. Мы же сразу чувствуем, горите вы своим проектом или нет».
«Короткометражное игровое кино»
Андрей Золотарёв: «По-моему, стало всё намного лучше – уровень подготовки к питчингу повысился, и я за это вам очень благодарен. Меня подкупает, когда авторы рассказывают личные истории, связанные с проектом. Мы эволюционируем, и это здорово».
Олег Сироткин: «Когда вы создаете короткий метр, необходимо посмотреть все, что было снято по этой теме до вас. Здесь важна индивидуальность вашего проекта. Не думайте провинциально, думайте на уровне мирового кино».
«Игровые сериалы до 24 минут»
Антон Калинкин: «Ко мне часто подходят начинающие авторы и советуются – как объяснить продюсерам суть истории, чтобы ею заинтересовались. Я обычно отвечаю, что если проект хороший, то не надо объяснять его суть. Сегодня все проекты были достойные – нам действительно не надо было ничего объяснять сегодня».
Олег Богатов: «Не гонитесь за конъюктурой. Не стесняйтесь писать короткие сериалы. Такой формат сейчас нужен и востребован. Проявляйте больше активности в этом жанре».
«Игровые сериалы свыше 24 минут»
Вадим Соколовский: «Любой конкурс – это условность. Работы, которые не взяли награды, ничуть не хуже победителей. Продолжайте заниматься своим делом, вы все большие молодцы и мы всегда рады рассмотреть ваши проекты».
Андрей Бегунов: «Пишите так, как хотите и от души то, что вам нравится. Ценность питчинга заключается в том, чтобы мы зацепились за вас, как за неогранённые алмазы, и довели их до идеала».