В Белом зале Центрального дома кинематографистов состоялось четвертое мероприятие из совместного проекта Министерства культуры РФ, ООГО «Российский фонд культур», Национального проекта России «Культура», Союза кинематографистов РФ, Гильдии композиторов СК РФ – «Музыкальная лаборатория «Новые мелодии России».
Думаю, не ошибусь, если скажу, что большинство из собравшихся в этот вечер на мастер-класс композитора Алексея Шелыгина, задавались вопросом – как и главное, когда успел сделать этот обаятельный, улыбчивый и моложавый человек все то, что значится в его послужном списке?
В одном из своих интервью Алексей Шелыгин, отвечая на аналогичный вопрос, сказал, что «ему просто повезло». Окончив музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова и Московскую государственную консерваторию им. Чайковского, отслужив два года в армии в горной пехоте, Алексей ступил на тернистый творческий путь аккурат в тот момент, когда Советский союз с крейсерской скоростью летел к своей трагической гибели. Сколько творцов ушли из профессии под обломками страны. Но «ему просто повезло» -и Алексей Шелыгинстал заниматься всем, что его хоть как-то связывало с музыкой. По сути, начинал с функции тапера: работал в качестве концертмейстера в Государственном училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ), преподавателя ГИТИСа (РАТИ). В 1989 стал заведовать музыкальной частью в Московском Театре им. Маяковского, для которого написал музыку к четырнадцати спектаклям. Но тут случились «девяностые» и отечественный театр, как и кинематограф оказались в руинах. Многие режиссеры, чьи имена сегодня в золотом фонде российской культуры, в поисках возможности остаться в профессии потянулись на бурно развивающееся в это время телевидение. Именно эти обстоятельства привели на телевидение и Алексея Шелыгина. Время потребовало штучного подхода к музыкальному оформлению телевизионных программ, практике, не имеющей ничего общего с привычными телевизионными «музыкальными обоями». АлексейШелыгин стал одним из тех профессионалов, кто своей работой утверждал престиж композиторского мастерства не только в большой форме, но и в «низком жанре» телевизионной музыки. Он написал музыку для наиболее ярких телепрограмм того времени. Три года подряд Алексей Шелыгин получал премию телекритики «Тэффи» (за программы «Театр плюс ТВ», «Живой Пушкин» …). Алексей с теплом вспоминает о своем телевизионном опыте и видит в нем одни плюсы: во-первых — это позволило ему заниматься профессией, во-вторых — сформировало невероятную внутреннюю самодисциплину, что обычно априори не коррелируется с богемной творческой атмосферой, и, наконец, в-третьих — именно телевидение свело его с теми режиссерами, которые спустя время позовут его в мир большого кино.
Дебют получился весьма громким. За музыку к фильму Василия Пичула «Небо в алмазах» композитор получает премию кинокритики «Золотой Овен», конкурируя в номинации с такими российскими мэтрами как Геннадий Гладков, Эдуард Артемьев, Андрей Петров. Зашкаливающий массовый успех Алексею Шелыгину приносит музыка к криминальному сериалу Алексея Сидорова «Бригада» (2002 год) и блокбастеру «Бой с тенью» (2005 год). Музыкальные темы из них становятся самостоятельными хитами, и автор получает две премии «Рекордъ» за самые продаваемые отечественные саундтреки. В большой киноформе Алексей не пошел по пути примитивной коммерческой стилистики, сохраняя уже сложившиеся творческие принципы, опирающиеся на классическую школу русской и мировой музыки. Вот, что про это рассказывал автор: «Как всё вышло? Мне дали первые три серии «Бригады». И нет чтобы подстроиться под кадр, под конкретного героя… А я взял и написал развернутую симфоническую увертюру, режиссер был в изумлении! Но… понравилось. Для меня это был не банальный боевик, а сага. И к саге нужна не сиюминутная, но мощная эпическая музыка, иллюстрирующая всю, почти Шекспировскую драматичность той эпохи…».
Алексей Шелыгин работал с такими режиссёрами, как Василий Пичул, Николай Досталь, Александр Митта, Алла Сурикова, Константин Худяков, Вадим Дубровицкий, Дмитрий Астрахан, Александр Аравин, и другие. Стал обладателем «Ники» за музыку к фильму «Петя по дороге в Царствие Небесное» Николая Досталя (сам фильм удостоился главного приза «Золотой Георгий» 31-го Московского международного фестиваля – как лучшая картина года), в 2011 году — премии «Золотой носорог» за музыку к сериалу «Меч», в 2016 году приза фестиваля «Вече» за лучшую музыку к фильму «Главный».
При всей необъятности теле- и киноаудитории Алексей никогда не стремился ограничить творчество только прямоугольником экрана. Он автор музыкисвыше 30-ти театральных постановок. В 1996 году состоялись международные премьеры оперы «Полин… Полин» (Франция) и мюзикла «Каштанка» (Германия), а в 1997 году — сотрудничество с известным канадским балетмейстером Кимом Франком на постановке оперы-балета «В поисках чудесного».Автор нескольких опер: «Приключения Незнайки» (2005 год), рок-оперы «Царь-девица» по поэзии М. Цветаевой (2009 год), «Продавец игрушек» (2019 год). Награжден престижной театральной премией «Чайка» за музыку к спектаклю «Сирано де Бержерак» в постановке Владимира Мирзоева. Ярко и плодотворно работает Алексей Шелыгини в области академической музыки. Он автор многих симфонических произведений: альтового концерта, сонаты для альта, «Темы и метаморфозы Кавалера Розы» и концерта для скрипки «Viva, Vivaldi!», фортепианного концерта, фортепианных пьес, сюит для камерного оркестра и многих других работ. В 2013 году для Ансамбля Дмитрия Покровского (к 40-летнему юбилею коллектива) он написал музыку к «Слову о полку Игореве». Энергия и природность голосов солистов ансамбля и их древних инструментов, утончённое звучание струнных и ритм барабанов — создало необычайно мощную и неповторимую ткань музыкального произведения.
Как видим, тем для вопросов композитору было не счесть, и зрители, заполнившие Белый зал Центрального дома кинематографистов, долго не отпускали автора.
Автор текста: Елена Лихачева
Фото: Инна Васильева