В ФПРК рассказали о правилах хорошей заявки на конкурс «Россия – взгляд в будущее»


Фонд поддержи регионального кинематографа Союза кинематографистов России (ФПРК) 4 августа провёл сессию «Вопрос-ответ», приуроченную к запуску конкурса проектов «Россия – взгляд в будущее», посвященных современным региональным трендам.

Смотреть запись >>

Напомним, что прием заявок проходит до 31 августа 2023 года через платформу script.moviestart.ru. Общий бюджет на производство фильмов составляет, как и в прошлом году, 150 миллионов рублей, 50 % из которых будет направлено на поддержку киноальманахов хронометражем 75-90 минут, а 50 % – на создание отдельных короткометражных документальных фильмов продолжительностью 15-25 минут.

Представители Фонда рассказали не только о тонкостях проведения конкурса в этом году, но и о деятельности самой организации и её принципах работы с кинематографистами.

Драматургия, правда и смыслы

Лариса Солоницына, председатель Совета ФПРК, первый заместитель председателя Союза кинематографистов России, пояснила, каково значение документального кино в настоящее время для отечественной киноотрасли.

  • Мы неслучайно выбрали работу с документальным кинематографом. С нашей точки зрения, единственное, что может спасти отечественный российский кинематограф сейчас, – это взгляд вглубь своей страны. Нужно передать не только её красоты и многообразие, но и какие-то важные смысловые аспекты, то, о чём думают наши сограждане, к чему они стремятся, чего боятся, что для них дорого и важно. Эти идеи, как нам кажется, должны дать кинематографу какое-то новое дыхание, новый этап осмысления самих себя.
  • Документальное кино очень важно. Оно более мобильно и актуально. В отличие от игровых, документальные фильмы быстро доходят до зрителя. Мы считаем, что этот формат сейчас наиболее актуальный – честный, быстрый, искренний.
  • Даже в документальном кино должна быть драматургия. Автору-документалисту необходимо понимать, что он хочет сказать своему зрителю и с какими чувствами тот выйдет из кинотеатра после просмотра картины. Словосочетание «документальное кино» и отсылка к документу не должны вводить конкурсантов в заблуждение относительно того, что в их работе не должно быть авторской мысли и позиции: нам важно увидеть, что у вас есть совершенно чёткое драматургическое понимание и осознание той темы, на которую вы хотели бы поговорить со зрителем.

Особенности и предложения

  • В прошлом году были работы, которые не победили в нашем конкурсе, и их авторы хотели понимать причины. Фонд всегда даёт обратную связь своим заявителям. Мы объясняем, почему заявка не прошла и что нужно сделать, чтобы победить в следующий раз.
  • Нам бы хотелось, чтобы заявители намного внимательнее изучали большие, скучные, но невероятно важные документы, которые мы заранее предложили на ознакомление на нашем сайте. Нам важно, чтобы вы сразу понимали формат наших потенциальных взаимоотношений. Те недоразумения, с которыми мы столкнулись в процессе работы в прошлом году, в большинстве своём были связаны именно с тем, что заявители не учли важных нюансов в оформлении документации.

 

Хорошая заявка – это…

Член Совета ФПРК, режиссёр, генеральный директор «Пермской синематеки» Павел Печенкин рассказал о том, что должна содержать в себе хорошая заявка, а ещё – что важно для героя и чем примечательны фильмы-победители первого конкурса «Россия – взгляд в будущее».

  • Нужны логлайн, синопсис, режиссёрская экспликация. Действительно – важно показать, что вы понимаете драматургию своего фильма. Хорошо, если вы намерены использовать хронику, – таким образом продемонстрируете готовность показать ваше отношение к прошлому. Использование хроники отлично подойдёт для фильма-портрета или фильма, посвящённого тому или иному историческому событию.
  • Важно, чтобы герой хотел у вас сняться. Однако если человек попадётся интересный, а говорить не умеет, шансы снять хорошее кино ничтожно малы.
  • Заранее устанавливайте контакт с героями. Отсутствие контакта сразу чувствуется в кадре. Важно, чтобы герой сам интерпретировал события, делился опытом.
  • Вы должны уметь нести ответственность за гражданскую позицию, которую выражаете в фильме, вы должны быть другом своим героям.
  • Это огромное счастье – говорить про кино, снятое в рамках конкурса «Россия – взгляд в будущее». Я давно не видел столько хороших фильмов в одном месте и в таком объёме. На «Флаэртиану» мы отобрали 15 фильмов, и отбирать их для меня было просто отдушиной.
  • Можно сказать, что благодаря конкурсу «Россия –взгляд в будущее» в сознании современных режиссёров документального кино произошёл перелом – теперь они снимают не «чернуху» о глубинке, а истинную повседневность, настоящую жизнь современных россиян.

Стиль, талант и следование законодательству – что такое качественное документальное кино

Ведущий продюсер конкурса Ольга Филонова дала практические советы по оформлению документов и будущих работ.

  • Заявки должны соответствовать темам конкурса и не должны содержать темы, противоречащие законодательству РФ.
  • Подумайте об оформлении удостоверения национального фильма заранее – оно оформляется за 14 дней.
  • Чем подробнее пропишете заявку, тем выше к ней будет внимание.
  • Мы будем очень рады, если у вас появится поддержка со стороны администрации региона (за исключением софинансирования), ренталов и пр. Это всегда плюс к оценке вашего проекта.
  • Копродукционные проекты в этом году не рассматриваются, если предполагают софинансирование. Если копродукция будет без вклада с другой стороны, то такую заявку мы рассмотрим.
  • Юридические лица – коммерческие и некоммерческие – и индивидуальные предприниматели могут участвовать в конкурсе. ИП должен быть создан не позднее, чем за шесть месяцев до начала заявочной кампании.
  • Обратите внимание, что в лимите затрат у нас не предусмотрено вознаграждение индивидуальным предпринимателям. Они могут быть руководителями проекта, но не получат вознаграждения.
  • Иностранцы участвовать в конкурсе не могут.
  • Нам не важен ваш опыт в профессии: в прошлом году у нас были отличные работы, снятые начинающими авторами. Подавайте заявки, даже если вы студенты и выпускники киношкол.
  • Частные архивы использовать можно и нужно.
  • Фильмы в альманахах должны быть связаны между собой: темой, героями, регионами и т.д.
  • Чтобы альманах смотрелся цельно, мы просим работать над его короткометражными фильмами в единой стилистике, чтобы новеллы были объединены художественной рамкой.
  • Результаты конкурса планируем опубликовать на сайте фонда 1 октября 2023 г.
  • Принимать фильмы мы будем готовы в сентябре 2024 года.

Подробнее о приоритетных направлениях конкурсного отбора и условиях участия – на сайте ФПРК.

С каталогом фильмов-победителей конкурса 2022 года можно ознакомиться по ссылке.