Гильдия кинооператоров Союза кинематографистов России провела творческую встречу с кинооператором Робертом Саруханяном


27 февраля в Белом зале Центрального дома кинематографистов прошла творческая встреча с кинооператором-постановщиком Робертом Саруханяном. Мероприятие состоялось в рамках цикла «ОБЪЕКТИВный разговор. Кинооператор в современном процессе создания фильма» — традиционного цикла показов фильмов и обсуждения операторской работы, который организуется Гильдией кинооператоров СК России.

Модератором вечера выступил кинооператор Максим Трапо. Он пригласил на сцену своего коллегу Роберта Саруханяна и поздравил его со знаменательным событием – его дебютная работа «Кентавр» попала в список 5 лучших картин года по версии ежегодной премии киноизобразительного искусства «Белый квадрат».

Картина режиссера Кирилла Кемница «Кентавр» открыла творческую встречу.

После просмотра фильма состоялась дискуссия, в ходе которой все желающие смогли задать свои вопросы. В зале присутствовали молодые операторы и студенты творческих вузов, поэтому и вопросы были в основном о профессиональной деятельности. Ведь большая часть фильма снималась в непростых для оператора условиях – ночью в замкнутом пространстве автомобиля.

Роберт Саруханян раскрыл перед аудиторией некоторые секреты своего мастерства. Он рассказал, что изначально работать над фильмом должна была другая команда, но в ее составе произошли неожиданные изменения, и создатели фильма вышли на Роберта через агентство, в котором он числился. Молодой оператор сначала отнесся к проекту скептически, к тому же на все съемки отводился примерно месяц, но сценарий был настолько интересен, что он захотел поучаствовать в проекте.

Сложность состояла еще и в том, что у фильма был небольшой бюджет и ограниченные сроки – всего 23 съемочных дня на натуре и две смены в павильоне. По словам оператора, за это время надо было успеть рассказать зрителю всю историю.

«Мы с режиссером Кириллом Кемницем изначально решили выстроить историю через призму главного героя», – отметил Роберт Саруханян. «Наш герой – человек порядочный, но закрытый и немного странный. И все, что я прочувствовал в сценарии через нашего героя, я хотел перенести в фильм через его изобразительную часть. Например, мне не всегда хотелось освещать  лицо героя полностью, чтобы зритель иногда видел только лишь его силуэт. Тем самым я хотел привнести элемент таинственности», – поделился оператор.

Отвечая на вопросы зала, Роберт Саруханян рассказал, что на начальном этапе он, конечно, испытывал некоторый страх, ведь это была его первая картина, но опыт работы в других проектах помог ему решить те задачи, которые вставали перед ним в процессе съемок фильма.

Главный вызов для него как для оператора заключался в том, что большую часть фильма два героя провели в машине, поэтому здесь он был сильно ограничен в ракурсах: «Снять обоих персонажей вместе можно было только одним способом – через капот. Нельзя было сделать два профиля, потому что это выглядело неестественно. Важно было выбрать маленькую камеру, которая предоставляла больше возможностей для маневра, позволяла добавить больше ракурсов…»

Еще одна сложность заключалась в том, что фильм снимался в конце весны, ночи уже были короткие.  Конечно, такие смены накладывали очень большие ограничения, учитывая небольшое количество смен в целом. Именно поэтому оператор и режиссер уделили много времени подготовке и предварительно раскадровали весь фильм.

Также Роберт Саруханян отметил важность сбалансированного рабочего графика, особенно если работать в сжатых по времени условиях.

«Всегда есть соблазн переработать, но очень важно держать себя в тонусе, высыпаться. Режим сильно влияет на продуктивность и качество работы команды в целом. Это, если можно так сказать, рецепт хорошо снятого фильма», – уверен оператор.

Он также рассказал, что перед работой над картиной он вдохновлялся такими фильмами, как «Драйв» режиссера Николаса Виндинга Рёфна и его сериалом «Слишком стар, чтобы умереть молодым». По словам Роберта Саруханяна, картина «Драйв» очень сильно повлияла на цветокоррекцию и общую атмосферу его дебютной работы.

Материал подготовила Наталья Тонких