В рамках цикла «Время молодых» 20 февраля в Белом зале Дома кино прошел показ двух документальных фильмов: «Дивный мир» Ивана Власова и «Глэм!» Ивана Родина мастерской С. В. Мирошниченко и С. Л. Музыченко (ВГИК).
Открыла вечер редактор кинопрограмм Елена Реймер, которая поприветствовала гостей Дома кино на традиционных показах мастерских студентов и выпускников творческих вузов. Она пригласила на сцену одного из руководителей творческой мастерской неигрового кино во ВГИКе, режиссера, сценариста, дважды лауреата государственной премии и заслуженного деятеля искусств России Сергея Мирошниченко.
Режиссер рассказал, что, когда он начинал учиться во ВГИКе, время было свободное, каждый снимал что хотел. Но к моменту выпуска произошли изменения.
«Я тогда не сумел снять свой диплом, – поделился Сергей Мирошниченко. – Сейчас я, конечно, понимаю всех мастеров, диплом был достаточно необычный, острый, и его нельзя было показывать в то время. Но я хорошо помню, как это повлияло на меня. У меня в течение нескольких лет после этого было тяжелое состояние: молодой человек в начале творческого пути хочет создать что-то интересное и оригинальное, а его одергивают. Поэтому, когда я сам стал мастером, то поставил себе запрет на то, чтобы цензурировать ребят, чтобы им что-то запрещать и что-то диктовать. ВГИК и создан для того, чтобы человек нашел себя, свой почерк, свой взгляд на мир и ощущал, что этот мир будет его ждать. Он потом все равно столкнется и с продюсерской системой, и с системой заказа, но во ВГИКе он должен творить».
«Дивный мир» рассказывает о судьбе сильного человека – молодого солдата, вернувшегося с передовой с тяжелым ранением и пытающегося начать жизнь заново. Картина завоевала награду на фестивале «Соль земли» в номинации «Здесь и сейчас».
Фильм «Глэм!» — о жизни и судьбе популярной в Советском Союзе группы глэм-рокеров «Манфред» и ее лидера Романа Блестящева. Картина получила награды за лучший фильм по версии студенческого жюри и за лучшую режиссуру на фестивале ВГИК.
Сергей Мирошниченко поделился своим мнением об этих картинах: «На мой взгляд, это поиск, и поиск состоявшийся, поиск двух совершенно разных по взглядам на искусство и по формальному видению мира режиссеров. Поэтому вы увидите совершенно разные стороны работы мастерской. И обе они интересны».
Мастер также рассказал, что ребята многим пожертвовали, чтобы снять свои фильмы. Например, Иван Власов продал автомобиль и сам работал оператором. Много своих личных и семейных средств вложил в проект и Иван Родин, чтобы работа увидела свет.
После показа фильмов состоялось обсуждение, в рамках которого Иван Власов рассказал зрителям, что историю своего героя он снимал на протяжении девяти месяцев. Ему было интересно не просто подойти к молодому человеку и задать прямые вопросы, а прожить с ним эти месяцы и увидеть его реакции на новую жизнь: что он делает, как он поступает, как он себя ощущает. Режиссер использовал метод наблюдения со стороны на очень близкой дистанции. Именно поэтому в этом фильме он сам взял в руки камеру и начал снимать. Иван Власов также подчеркнул, что нужно понимать свою мотивацию еще перед началом съемок.
«Если существует подтекст и заранее выбранная сторона, то это сразу провальный фильм. Нужно подходить к вопросу искренне и пытаться понять, насколько ты ценишь и любишь жизнь, близких – только так можно ответить на эти сложные вопросы и раскрыть тему, связанную с СВО», – убежден молодой режиссер.
Иван Родин познакомил зрительный зал с творческой группой своего фильма: оператором Евгением Матвеевым, монтажерами Артемом Кузовенко и Антоном Заварихиным, а также героем фильма Романом Блестящевым и актером Алексеем Славкиным. Отвечая на вопросы, режиссер отметил, что благодаря своему мастеру Сергею Мирошниченко он почувствовал полную свободу в творчестве, работая над картиной. Иван Родин отметил, что он родом из Санкт-Петербурга, как и герой его фильма, поэтому режиссеру очень близка тема андеграундной музыки.
Материал подготовила Наталья Тонких