Гильдия художников кино и телевидения Союза кинематографистов России и Фонд Никиты Покровского в Фойе Белого зала Дома кино СК РФ открыли совместную экспозицию «ГРОТЕСК В КИНО» — эскизы Народного художника России Е.И.Куманькова (1920-2012) к фильмам Л.И.Гайдая, эскизы художника П.В.Илышева к фильму «Полет в страну чудовищ» (1985 г.).
О концепции выставки рассказывает ее автор — член Гильдии художников кино и телевидения СК РФ, художник-постановщик ПАВЕЛ ИЛЫШЕВ:
«В январе с.г. отечественный киномир отметил 100-летие со дня рождения режиссера Л.И. Гайдая. В ходе юбилейных мероприятий подробно раскрывались различные аспекты знаменитых произведений этого режиссера. Казалось бы, изучено все, но это не так. В частности, стоит отметить большую роль в создании гротескной образности его комедий, которую сыграл художник-постановщик Е.И.Куманьков (1920-2012). Он работал с Л.И.Гайдаем в качестве художника-постановщика на таких фильмах, как «Двенадцать стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Не может быть» (1975) и «Инкогнито из Петербурга» (1977).
Все они, хотя и в значительной степени отличаются по сюжету и времени действия, можно сказать, построены на гротеске, контрастах, несопоставимых друг с другом образов, гиперболизации деталей, персонажей и предметов. Для каждого фильма художник создал большую серию эскизов и планировок с включением туда раскадровок отдельных сцен и описанием художественных идей. Это стало важной «пищей для размышления» для режиссера. Большинство из них режиссер утверждал лично.
Длительный творческий тандем Л.И.Гайдая и Е.И.Куманькова объяснялся близостью их творческих подходов. Экранизация известных литературных произведений Н.В.Гоголя, М.И.Зощенко, М.А.Булгакова, И.Ильфа и Е.Петрова стало новой кинематографической ступенькой для Л.И.Гайдая, требовавшей усиления комедийного инструментария, который пополнялся творчеством Е.И.Куманькова.
Е.И.Куманьков прожил долгую творческую жизнь. Он был одним из первых выпускников художественного факультета ВГИКа 1940-х гг. (мастерская Ф.С. Богородского), попал по распределению на «Мосфильм», совместно со своим однокурсником Е.В. Свидетелевым участвовал в создании фильма «Садко» (реж.А.Л. Птушко, 1952 г.), работал со знаменитыми режиссерами, включая такие имена, как С.А. Герасимов, С.Ф. Бондарчук, И.В. Таланкин и др., в 1970-1990-е гг. являлся главным художником академического Малого театра. Помимо основной работы постоянно реализовывал себя как художник-пейзажист».
Тема комедийного гротеска в кино, ярко проявившаяся в фильмах режиссера Л.И.Гайдая с участием Е.И.Куманькова в 1970-е гг., получила продолжение в работах других кинематографистов в 1980-е гг. Одним из примеров может служить лента «Полет в страну чудовищ» (реж. В.С.Бычков, 1985 г.), снятая в редком для советского кинематографа жанре политической сказки. Эскизы к этому фильму художника-постановщика П.В.Илышева также представлены на выставке.
Говоря об основной идее выставке, П.В.Илышев на открытии подчеркнул: «Кинодекорационные приемы создания гротескной образности являются важным достижением отечественного кинематографа, о которых не следует забывать и на современном этапе тотального доминирования компьютерных технологий».