Интервью с продюсером Фонда поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России Лидией Филипповой


Продолжаем публиковать интервью, подготовленные Фондом поддержки регионального кинематографа СК РФ.  Предлагаем вашему вниманию разговор с Лидией Филипповой —  продюсером ФПРК СК РФ. Автор материала «Я поняла, что документальное кино намного интереснее создавать – оно сложнее и глубже…» — Наталья Тонких.

С самого детства Лидия Филиппова смотрела серьезное взрослое кино, четко решив для себя, что непременно хочет видеть своё имя в титрах. Два года обучения в филиале ВГИКа в родном Иркутске дали ей базовые знания о кинематографе, с которым она переступила порог мастерской Сергея Мирошниченко и Светланы Музыченко уже в Москве. Её осознанное стремление детально разобраться в неигровом кино сегодня дало свои плоды.

— Лидия, что Вас привело в кино?

— Мои родители киноманы – они и привили мне любовь к кино. С детства я смотрела фильмы Квентина Тарантино, Гая Ричи… И уже тогда поняла, что хочу работать именно в кинематографе и быть человеком из титров. Когда я училась в старших классах, в Иркутске открылся филиал ВГИКа. На тот момент там было только три направления: продюсерство, сценарное мастерство и режиссура неигрового кино. Тогда я хотела остаться именно в своем родном городе и выбирала из этих трех профессий. Признаюсь, что сначала режиссура меня пугала, а продюсером и сценаристом я не хотела быть. Мне казалось, что режиссер – это взрослый серьёзный дядя, и я никак не подхожу под эти критерии. Ведь я тогда совсем не разбиралась, что такое документальное кино… Я думала, что это те фильмы, которые показывают по телеканалу National Geographic. И вот, когда я выбирала из трех направлений, у меня появилось желание детально разобраться в неигровом кино. Погрузившись в мир документалистики и посмотрев большое количество фильмов, я влюбилась… Тогда и решила поступать на режиссуру неигрового кино в мастерскую Сергея Головецкого.

— В дальнейшем Вы попали в мастерскую Сергея Мирошниченко и Светланы Музыченко. Как это произошло?  

— В Иркутске я училась только два года. Так как филиал был еще не раскручен, группы набирались очень маленькие. После окончания второго курса я осталась в одиночестве, потому что мои одногруппники поняли, что выбрали не свое направление. Вот поэтому и получилось, что меня перевели в московский ВГИК в мастерскую Сергея Мирошниченко и Светланы Музыченко. Очень важно, что я начала учиться режиссуре неигрового кино в своих родных краях, потому что там было проще искать темы и вести съёмки.

— Чему Вас научили мастера?

Сергей Анатольевич Головецкий вложил в меня фундаментальные знания и понимание, что такое киноязык, как смотреть и понимать кино. Мой мастер дал мне ориентир в кинематографе, с которым я иду по жизни. В мастерской Сергея Валентиновича на документальное кино смотрели под другим углом. И это расширило мой спектр понимания кинематографа еще больше. И, конечно, Москва располагала киносредой, которой не было в Иркутске. Мы все учились друг у друга, становились лучше. Именно в столице я поняла, что документальное кино намного интереснее создавать – оно сложнее и глубже…

— Как сейчас развивается документальное направление в Иркутске?

— В Иркутском филиале ВГИКа становится больше направлений, больше студентов. Там сейчас работают очень сильные педагоги. Я бы хотела выделить Татьяну Шеметову, на чьих плечах буквально держится работа филиала. Вообще точкой притяжения иркутских кинематографистов и всей Сибири является Байкальский фестиваль регионального кино. Он появился раньше, чем я поступила во ВГИК. Каждый год походы на фестивальные просмотры были для меня большим праздником, ведь это еще и повод посмотреть, что за год сделали твои коллеги, а также обрести новые знакомства. Еще один значимый наш фестиваль – «Человек и природа», директором которого является Сергей Мирошниченко. Для меня он тоже стал глотком свежего воздуха. И вообще в Иркутске очень много разных кинокомпаний, которые занимаются доком. Мне хочется, чтобы там неигровое кино активно развивалось и выходило на новый уровень. А кинематографисты у нас очень талантливые!

— Насколько сейчас важно пропагандировать документальное кино широкой зрительской аудитории?

— Я как режиссер могу сказать, что мне всегда важно, чтобы мое кино доходило до широкого зрителя. Док сейчас направлен в основном на кинофестивальную аудиторию…  Конечно, он должен выходить на онлайн-платформы. Но у этих платформ свой взгляд на документальное кино – их зрителю нужны простые, понятные и динамичные сюжеты, в которых задействовано много людей. Да, док требует более медленного и вдумчивого просмотра… И здесь главное, его качественно преподнести и упаковать. Но пока этим мало кто занимается, к сожалению…

— Как Вы узнали о Фонде поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России, в частности о конкурсе «Россия – взгляд в будущее»?

— Меня окружали друзья и коллеги, которые напрямую были связаны с Фондом. Они мне про него и рассказали, предложив принять участие в конкурсе. Я еще училась во ВГИКе, но любая возможность снять кино с бюджетом меня очень привлекала. И еще мне важно было снимать в своем родном городе, со своими людьми, с которыми мы хорошо сработались. В 2022 году мы подались на конкурс, получили поддержку. Так появился фильм «Для чего эти стены».

— Почему решили стать продюсером ФПРК СК РФ?  

— После выпуска из ВГИКа я занималась кинопроизводством: переехала на некоторое время в Красноярск, где сняла сразу три фильма, причем шли они практически параллельно. Там же я преподавала в красноярской школе кино и приобщала к доку студентов. Вернувшись в Москву, получила предложение присоединиться к команде Фонда от Ольги Филоновой, ведущего продюсера конкурса «Россия – взгляд в будущее», а теперь генерального директора продюсерского центра ФПРК. Я в одночасье поняла, что эта работа полностью соответствует моим ценностям, а также дает возможность продолжать снимать свои фильмы. Но самое главное, – делать то, во что ты веришь! А я верю в документальное кино и верю в кино в регионах. И я хочу помогать доку двигаться дальше! ФПРК СК РФ делает большое дело, и быть частью его команды – это настоящий подарок для меня. В Фонде у меня есть уникальная возможность видеть заявки кинематографистов со всей страны, понимать, чем они живут и дышат в настоящее время, какие темы витают в воздухе и как они преподносят свои идеи. Я же очень многому у них учусь!

— Как зародилась идея сериала «Требуется хороший человек»?

Все началось еще во ВГИКе. Мы проходили жанр мокьюментари. Именно тогда я придумала и сняла фильм о таксисте «Зеркало заднего вида». Так как это был студенческий проект, финансовой поддержки не хватало, но картина успешно прошла по кинофестивалям. Какое-то время спустя мне позвонила Ольга Филонова и спросила, есть ли у меня проект сериала. Вопрос был очень своевременный, ведь к этому моменту мы с моей подругой-сценаристом Юлией Алексеевой уже расписали концепцию сериала о людях, которые работают в сфере услуг. Основная идея заключалась в том, что через человека, который не отрывается от своего рабочего места, проходят разные люди со своими историями и судьбами. Я предложила этот сериал Ольге, и она заинтересовалась. Мы подали пилотную серию о парикмахере на ИРИ и подумали о том, что было бы классно расширить тему и снять этих людей в разных регионах нашей страны. Так как я на тот момент находилась в Красноярске, то решили начать с этого города. Именно там мы сняли первую серию проекта «Требуется хороший человек в парикмахерскую».

— Как вы выбирали эти профессии?

— Мы долго выбирали… Нам важно, чтобы человека было удобно снимать, и чтобы это были абсолютно разные профессии. Из двух похожих профессий мы выбирали одну. Например, предпочли бармена баристе, а из сферы красоты мы остановились все-таки на парикмахере. Серия «Требуется хороший человек в парикмахерскую» интересна самим методом съемки. Мы разработали специальное зеркало Гезелла (с одной стороны это зеркало, а с другой – прозрачное стекло) и создали короб в виде парикмахерского зеркала, куда прятали камеру. Снимать такой формат совсем непросто.

— Я часто думала, что люди, которые работают в сфере услуг, становятся своеобразными психологами…

— Да, меня здесь привлекает «эффект случайного попутчика». Например, сидя в салоне красоты, мы можем рассказать незнакомому человеку намного больше, чем своим родным и близким. У меня эта тема началась с таксистов, потому что с ними чаще завязывался разговор. В дальнейшем я стала думать, в каких профессиях еще может быть такой эффект.

— Что Вас вдохновляет на творчество?

— В целом кинематограф, не только документальный, занимает 95% моей жизни. Каждый мой день наполнен кино. Я люблю ходить на кинопоказы с обсуждениями, лекциями, посещать питчинги. Мне очень важно оставаться в контексте, наблюдать, что делают коллеги, что у них можно «украсть» в хорошем смысле. Иногда в игровом кино я подмечаю какой-то хороший прием, который потом использую в документальном. Важно всем этим наполниться, чтобы рождалось что-то свое. Безусловно, этим не ограничивается вся моя жизнь. Я хожу на танцы, занимаюсь теннисом, люблю прогулки с друзьями по Москве. А еще мое отдельное хобби – это вкусная еда (смеется).

— Можете выделить киноленты, которые оказали на Вас серьёзное влияние?

— Практически каждый фильм что-то во мне переворачивает. Даже если я понимаю, что это плохое кино, то все равно его смотрю, потому что могу извлечь полезный урок, как не надо снимать. Очень много фильмов, повлиявших на меня, я посмотрела во время учебы во ВГИКе. Мастера нам рекомендовали к просмотру огромное количество классических кинолент. Поэтому широта моих открытий была настолько сильна, что во мне остался целый пласт. Я открыла для себя многих советских режиссеров – Элема Климова, Ларису Шепитько, Алексея Германа… Меня впечатлило, как Алексей Герман работает со звуком: в его ранних картинах, в отличие от многих фильмов того периода, много посторонних шумов, деталей на заднем фоне, которые дают фактуру, саму жизнь. Несмотря на то что он снимал игровые картины, в них очень много документального.

Если говорить о зарубежном кино, Квентин Тарантино глобально перевернул сознание и повлиял на меня еще в совсем юном возрасте. И до сих пор он остается одним из моих любимых режиссеров. Меня потрясли фильмы «Таксист» Мартина Скорсезе, «Ночь на Земле» Джима Джармуша – это моя любимая фактура в кино. А вообще у меня какая-то нездоровая любовь к людям этой профессии (смеется). Два года назад я впервые посмотрела отреставрированный фильм «Париж, Техас» Вима Вендерса, который буквально снес мне крышу. Если говорить о документальном кино, то на меня очень повлиял чилийский фильм «Агент-крот» Мэйти Альберди. Я плакала, когда смотрела его на ММКФ, настолько это тонкое и глубокое кино… Эта картина открыла для меня новые грани, когда я своими глазами увидела, как потрясающе можно совмещать игровое и документальное кино. Фильм «Агент-крот» наметил новый вектор в моих будущих проектах и стоит отдельным референсом по сей день.

Материал предоставлен
ФПРК СК РФ
Фото из личного архива Лидии Филипповой