Круглый стол «Москва – столица креативных индустрий» прошел в рамках кинофестиваля «Будем жить»


В рамках XII Московского международного кинофестиваля «Будем жить» в конференц-зале Центрального Дома кинематографистов 31 августа прошел круглый стол на тему «Москва – столица креативных индустрий». Дискуссия стала частью деловой программы киносмотра.

Участниками круглого стола выступили:

Евгений Герасимов – президент кинофестиваля «Будем жить», народный артист России, председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской Думы, председатель Московской городской организации Союза кинематографистов России;

Хамидреза Газеми (Иран) – режиссёр, сценарист, продюсер, художник-постановщик;

Екатерина Головня – режиссёр, кинодокументалист, преподаватель кафедры продюсирования ВГИК им. С. А. Герасимова, директор Центрального Дома кинематографистов Союза кинематографистов России;

Стивен Мао (США) – продюсер, президент Studio Мао;

Николай Новиков – секретарь президиума Совета руководителей представительств регионов России при Президенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации; член совета Фонда поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России;

Анжело Сконда (Италия) – продюсер, президент международной кинокомпании «Пересвет-Таури»;

Екатерина Яковлева – руководитель RT Documentary;

Марина Яковлева – актриса, заслуженная артистка Российской Федерации.

Модератором дискуссии выступил Дмитрий Якунин – заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК) Союза кинематографистов России, советник президента фестиваля «Будем жить».

Участники дискуссии обсудили значение киноотрасли в контексте концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях, проблемы взаимодействия столичных и региональных представителей креативных индустрий, а также вопросы подготовки кадров.

Открывая встречу, Евгений Герасимов подвел итоги киносмотра.

«Кинематограф – очень важное направление индустрии, которое сегодня активно развивается и в которое вкладываются приличные средства. Поэтому важно, чтобы на нашем кинофестивале шел серьезный разговор о том, как должна развиваться эта важнейшая на сегодняшний день индустрия. Я рад, что на фестивале “Будем жить” есть кинематографисты из США, Италии, Ирана и многих других стран», – подчеркнул спикер.

Представитель итальянской киноиндустрии Анжело Сконда поделился своими впечатлениями о кинофестивале и фильмах конкурсной программы: «Фильмы, которые мы видели на кинофестивале, вызвали сильные эмоции. Я очень рад сегодня быть здесь, в Доме кино, с которым связана большая история кинематографа. Все происходит здесь, и это очень важно».

Екатерина Головня, возглавившая жюри документального конкурса, подчеркнула, что в программах кинофестиваля принимают участие большое количество молодых кинематографистов, что очень важно. Также председатель жюри отметила, что конкурсная программа в этом году была очень сильной и разнообразной.

«Споры были жаркие. Но отмечу, что те участники, которые не получили свои награды, – уже победители, потому что они вошли в конкурсную программу такого крупного и значимого кинофестиваля нашей страны», – подчеркнула Екатерина Головня.

Дмитрий Якунин подробно рассказал о деятельности Фонда поддержки регионального кинематографа, отличительной особенностью в работе которого является не только финансирование проектов, но и их продвижение.

Спикер рассказал, что на сегодняшний день создан каталог фильмов первого конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее», получено прокатное удостоверение, финансовую поддержку получили трейлеры фильмов. Также он отметил, что в октябре 2023 года будут объявлены победители второго конкурса, прием заявок на который завершился 31 августа.

«В ноябре мы начнем подписывать соглашения на выделение средств на финансирование этих проектов. Основное условие конкурса – не менее 60% съемочной группы должны быть из регионов. Возможно, что в следующем году этот процент увеличится. Для нас очень важно, что московское компании развивают и прокачивают региональные студии, региональных кинематографистов для того, чтобы уровень этого кино стал выше. Такой симбиоз московских и региональных студий – одна из задач Фонда поддержки регионального кинематографа», – пояснил Дмитрий Якунин.

Ранее мы писали, что в этом году в конкурсную программу документального кино XII Московского международного кинофестиваля «Будем жить» вошли четыре фильма-победителя первого конкурса «Россия – взгляд в будущее».

Спикер рассказал также о лаборатории кино и сериалов «Формула пути». Дмитрий Якунин подчеркнул, что важная задача проекта – это региональный сеттинг.

«Три основных направления проектов, которые будут принимать участие в Лаборатории, посвящены региональному туризму, индустриальному и семейному кино. Здесь будет четыре номинации – документальное, анимационное, игровое полнометражное кино и сериалы. Прием заявок завершится 15 сентября, призовой фонд составит 4 млн рублей в каждой номинации», – пояснил представитель ФПРК и уточнил, что обучение в лаборатории «Формула пути» является бесплатным для всех участников.

В числе других проектов ФПРК, о которых рассказал Дмитрий Якунин, – Питчинг региональных киностартапов, направленный на импортозамещение в области кинопроизводства, аудиопортал лицензионного звука «Звуки.Музыка» и юридическая платформа MovieRight по документации и документообороту для кинематографистов. Помимо этого спикер анонсировал проведение Международного Каспийского кинофорума, который пройдет 17-19 октября в Астрахани. В мероприятии примут участие Иран, Казахстан, Туркменистан и Азербайджан.

Екатерина Яковлева представила платформу документального кино на RT – RT DOC, которая недавно открылась. По ее словам, на платформе представлены документальные фильмы, снятые RT в разных странах. «Помимо наших фильмов, – рассказала Екатерина Яковлева, – мы будем привлекать и стороннее производство, будем закупать. Что касается программы фестиваля “Будем жить”, все фильмы были очень сильные, все авторы талантливые, поэтому жюри было не просто выделить тройку лидеров».

Стивен Мао поделился, что с удовольствием посмотрел семь конкурсных полнометражных игровых картин программы кинофестиваля.

«В основном это фильмы высочайшего качества, – отметил продюсер. – Все они были сделаны очень профессионально. Очевидно, что некоторые продюсеры имели больше ресурсов для того, чтобы снять фильмы. Но это нисколько не уменьшает то впечатление и те эмоции, которые я получил от просмотра фильмов, снятых с меньшим бюджетом. Очень хорошо были донесены идея и сюжет».

По мнению Стивена Мао, в настоящее время творцам всегда нужно стремиться стать более креативными. Также он отметил необходимость программы рибейтов для привлечения иностранных инвесторов.

Итальянский продюсер Анжело Сконда рассказал, что в Италии много лет назад в кинематограф инвестировало только Министерство культуры Италии, поэтому многие молодые специалисты были меньше задействованы в процессе.

«Именно поэтому в Италии были созданы кинокомиссии в разных регионах страны. И сейчас кинокомиссия региона Кастель-дель-Монте – самая важная, потому что она привлекла бизнесменов в кино, дала им возможность инвестировать и платить налоги за счет вложения средств в кинематограф. И также в России можно создать важные фонды кино с помощью малого и крупного бизнеса, если они какую-то часть своих налогов будут вкладывать в культуру и в кинематограф», – отметил продюсер.

В завершение дискуссии Евгений Герасимов отметил, что Москва сейчас активно занимается подготовкой профессиональных кадров.

«Мы готовим нашу страну к кинематографическому буму, чтобы мы снимали не 200-300 картин в год, а 500. Роль Департамента СМИ, который поддерживает наш кинематограф в СМИ и на телевидении, очень важна. Люди должны понимать, что кинематограф – это не только часть культуры и идеологии, но и духовная составляющая, которая позволяет жизни развиваться», – подчеркнул президент киносмотра.

По словам члена совета ФПРК Николая Новикова, Москва, как и любая столица, «прирастает регионами».

«Площадки, которые уже построил и строит Департамент Москвы, – это хорошая база и для регионов в рамках сессионной учебы, и для решения какой-то проектной работы. Ведь Москва обеспечивает качество и с точки зрения обучения, и с точки зрения технологий, и с точки зрения всевозможного оборудования, которое достаточно быстро приобрести регионам не получится. Тем не менее, регионы активно стараются развивать кино», – подчеркнул Николай Новиков.

В ходе дискуссии спикер отметил, что Москва задает содержательный и перспективный тренд, поэтому регионам есть, что почерпнуть для себя.

По его мнению, необходимо усилить творческую коллаборацию между командами и институтами, которые работают в регионах. Николай Новиков добавил, что на сегодняшний день Фонд поддержки регионального кинематографа – это первая и пока единственная мощная структура, которая обладает экспертным знанием и богатым опытом работы с регионами: «И те 96 фильмов, которые были сняты, показывают регионы глазами специалистов из регионов. Это сделано с большим чувством, с любовью».

Заслуженная артистка России Марина Яковлева поделилась своими впечатлениями о кинофестивале «Будем жить».

«Я счастлива, что попала сюда. У меня зародилось чувство начала какого-то ренессанса. Мое поколение застало времена, когда трудно было достать лишний билетик в кино, а в 90-е годы отечественное кино во многом исчезло, особенно детские фильмы, а сейчас мы снова набираем обороты, и кинематограф в России возрождается…», –  отметила участница дискуссии.

Гость из Ирана и член жюри кинофестиваля «Будем жить» Хамидреза Газеми отметил, что у русского народа есть то зерно, которое можно показать, основываясь на наследии русской литературы, кино, живописи и научных технологий 50-60-х годов.

Международный фестиваль «Будем жить» – одно из ключевых событий культурной жизни Москвы, ежегодно проводимое на различных площадках столицы. Основными целями и задачами киносмотра является знакомство москвичей и гостей столицы с новыми отечественными кинокартинами и их создателями, расширение зрительской аудитории кинофильмов посредством показа на общедоступных площадках, а также обмен опытом между известными мастерами и начинающими кинематографистами.

Организаторы: Фонд развития социальных и культурных инициатив «Кинематографист», продюсерский центр «Мувистарт», кинокомпания «Лука», Союз кинематографистов России.

Мероприятие проводится при поддержке Департамента культуры города Москвы; Департамента СМИ города Москвы; сети кинотеатров «Московское кино»; Столичного Цеха Деятелей Культуры и Союза кинематографистов России.

Информационные партнеры: «Арт-Московия», «Кинобизнес сегодня», «Московский комсомолец», «Работники ТВ», aRTel.doc, Cinemaplex, MovieStart.

Фото: Алексей Пигуренко