К 80-летию Победы: Книги кинематографистов, прошедших Великую Отечественную войну


Предлагаем вспомнить военные мемуары кинематографистов-фронтовиков.

Григорий Чухрай
«Моя война»
М.: Aлгopитм (2001)

Имя классика советского кино Григория Чухрая не нуждается в особом представлении. «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» навсегда вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.

Зритель, однако, мало что знает о жизненном пути мастера. Между тем Г. Чухрай прошел всю войну в рядах воздушно-десантных войск, участвуя в самых опасных операциях и зачастую вступая в рукопашную схватку с врагом. В своей книге Григорий Чухрай рассказывает об этом, а также о других эпизодах своей жизни, связанных с войной.

 

Петр Тодоровский
«Вспоминай — не вспоминай»

Автобиографическая повесть Петра Тодоровского (участника войны и известного кинорежиссера), по мотивам которой снят телесериал о Великой Отечественной войне «Курсанты». Летом 1943 года, когда война была в самом разгаре, Петр Тодоровский стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища. В 1944 году командиром взвода он был направлен на фронт и в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии 1-го Белорусского фронта дошел фронтовыми дорогами до Эльбы.

 

«Не забыто! Рассказы фронтовых кинооператоров и кинорежиссеров»
М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства (1986)

Кинооператоры в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. — Воспоминания и записки;
Кино документальное в СССР — История — 1941-1945 гг.;
Кинорежиссеры в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. — Воспоминания и записки.

 

Марк Трояновский
«… С веком наравне. Дневники. Письма. Записки»
М.: Российская политическая энциклопедия (2004)

Марк Трояновский — известный кинодокументалист, заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды лауреат Государственной премии, фронтовой кинооператоро в годы Великой Отечественной войны. Около сорока лет как оператор и режиссер отдал искусству кинопублицистики, зафиксировав на пленку многие события, вошедшие в историю нашей страны. Это и строительство Магнитки, и исторические походы «Сибирякова», «Челюскина», высадка папанинцев на Северный полюс, и первый полет наших лайнеров в Антарктиду, и первые культурные контакты со странами Ближнего Востока, и, наконец, Великая Отечественная война, в которой он участвовал с первых дней в качестве фронтового оператора и руководителя фронтовых киногрупп. Трояновский не успел написать книгу, о которой думал в последние годы жизни. К счастью, сохранился архив: дневники его экспедиций, часто неполные, обрывающиеся на самом интересном месте; личные письма, операторские задания, сценарные планы. Эти подчас карандашные записи, сделанные наспех, на ходу на помятых страницах тетрадей, карманных блокнотов, на листках…

 

Владислав Микоша
«Я останавливаю время»
М.: Aлгopитм (2005)

Эта книга легендарного кинооператора Владислава Микоши — не первая. Но она, пожалуй, самая трепетная и откровенная. В нее он отбирал только то, что определяло и выстраивало его внутренний мир, его характер, его Путь, пытаясь проследить те таинственные связи между событиями, которые задолго до их свершения предопределяет судьба, или Провидение, или Господь Бог.
В издание вошло все то, что вынималось цензурой из его предыдущих книг. Например, история разрушения храма Христа Спасителя, гибель Керченского десанта, съемка фильма об озере Рица по сценарию Сталина…

 

Тамара Лисициан
«Нас ломала война…. Из переписки с друзьями»
М.: Олма-пресс (2002)

Художественно-документальная повесть представляет собой как бы непрекращающийся диалог между современностью и событиями более чем полувековой давности, позволяет взглянуть на многие события Великой Отечественной войны изнутри, живыми глазами очевидца.

Александр Ульянов
«Прожитое — судьбе наперекор. Записки кинооператора»
М.: ООО «Паблис», Союз кинематографистов России,  Фонд Оксаны Федоровой (2018)

В семь лет остаться без родителей, в одиннадцать – стать разведчиком партизанского отряда, в тринадцать – едва не лишиться рук, совершив подвиг, за который будет награжден орденом Красной Звезды – такая судьба у кинорежиссер-оператора студии «Центрнаучфильм» Александра Ульянова, партизана «Шурки-москвича».