Новые драйверы регионального кинематографа обсудили в Барнауле


В Барнауле 19 июля прошла панельная сессия «Новые драйверы регионального кинематографа». Встреча состоялась в рамках деловой программы XXV Всероссийского Шукшинского кинофестиваля.

Модератором встречи выступил продюсер, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа Дмитрий Якунин.

В дискуссии приняли участие:

  • Елена Безрукова – министр культуры Алтайского края, председатель кинокомиссии Алтайского края;
  • Михаил Калинин – оргсекретарь Союза кинематографистов России;
  • Алексей Алешковский – президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России;
  • Ольга Бельская – председатель иркутского отделения Союза кинематографистов России;
  • Владислав Кафеев – генеральный продюсер кинокомпании «Ветер перемен», Республика Хакасия;
  • Галина Леонтьева – президент Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России;
  • Татьяна Матвеева (онлайн) – главный редактор АНО «Институт развития Интернета;
  • Светлана Сонина – заместитель генерального продюсера онлайн-кинотеатра Okko;
  • Ильдар Ягафаров – председатель регионального отделения Союза кинематографистов Республики Татарстан, руководитель кинокомпании «Татфильм», продюсер, режиссер, сценарист;
  • Владимир Эйснер (Новосибирск) – кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ.

Дмитрий Якунин рассказал участникам встречи о Фонде поддержки регионального кинематографа, учрежденным Союзом кинематографистов России. По данным модератора, за прошлый год работы при содействии ФПРК было снято 96 документальных фильмов в 44 регионах России – в рамках конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее».

Дмитрий Якунин также сообщил о запуске нового конкурса «Россия – взгляд в будущее»: с 20 июля по 31 августа 2023 года идет прием заявок на создание документальных фильмов. Как и в прошлом году, ФПРК поддержит 10 альманахов и 50 короткометражных новелл. Общий бюджет конкурса составит 150 млн рублей.

Подать заявку >>

Также в этом году будет проведена лаборатория игрового кино и сериалов «Формула пути». По итогам прошлого года 5 участников Лаборатории подписали договора о сотрудничестве с продюсерскими компаниями. Приоритетными темами Лаборатории станут семейное, индустриальное кино, а также кино, способствующее развитию туризма в регионе.

Кроме того, Якунин сообщил, что в октябре этого года Союз кинематографистов России и ФПРК проведут Международный Каспийский кинофорум, к участию в котором приглашены делегации из Ирана, Туркменистана, Азербайджана и Казахстана.

Дмитрий Якунин отметил, что Фонд создан для того, чтобы отслеживать, помогать, поддерживать те инициативы, которые существуют, а также привлекать грантовые средства на их реализацию, помимо средств самого ФПРК.

Михаил Калинин добавил, что форум «Новый вектор», прошедший недавно в Калининградской области, является мощным стимулом для развития регионального кинематографа. Он добавил, что Союз кинематографистов РФ – это старейшая отраслевое объединение деятелей кино, одной из задач которой, по его мнению, является помощь в передаче опыта мэтров молодому поколению, а также создание благоприятных условий для развития киноотрасли в регионах.

По мнению Алексея Алешковского, именно короткометражное кино способно обеспечить развитие регионального кинопроизводства. «Технической базы в регионах достаточно, чтобы производить подобную продукцию. Проблема в том, что мы не умеем рассказывать о себе. Кино искушено в жанрах, но с точки зрения социальной рефлексии и осознания нашей реальности, мы пока не достаточно успешны. Поэтому документальные фильмы и репортажи как основа для фильмов и сериалов представляют большой интерес. Мы проводим киноакселератор короткого метра для региональных телекомпаний. Это самый доступный проект для регионов. Короткий метр – это и фестивальный продукт, и тот контент, который могут показывать региональные телекомпании. Важно, чтобы региональные кинематографисты обучились кинодраматургии», – отметил президент Гильдии кинодраматургов СК РФ.

Ольга Бельская акцентировала внимание гостей встречи на особенностях Иркутской области. Она рассказала, что с 1930 года в Иркутске работала Восточно-Сибирская студия кинохроники. «В 2013 году мы собрали вместе всех, кто занимался кино в регионе самостоятельно (более 100 человек), и с тех пор у нас очень активно начал развиваться Молодежный центр СК РФ. За эти восемь лет состав Союза у нас обновился почти на две трети. Молодежный центр – это кадровый резерв СК РФ», – подчеркнула Ольга Бельская.

Владислав Кафеев рассказал о кинокомпании «Ветер перемен» (Республика Хакасия), которая снимает документальные и анимационные фильмы, полный и короткий метры. По его словам, у компании есть кинопроизводство, организация съемочного процесса, услуги продакшена и коллективное продюсирование. Одна из особенностей Хакасии – это живописные природные локации. Продюсер подчеркнул, что кинокомпания работает не только в республике, но и по всей Сибири.

Галина Леонтьева отметила, что главная проблема – это недостаток кинематографического образования в регионах.

«Нужна база. Молодые кинематографисты и опытные мастера должны работать вместе, учиться друг у друга», – резюмировала участник дискуссии и выразила убеждение, что нужно создать такие условия, чтобы молодые специалисты из регионов после завершения учебы развивали кинематограф на своей малой родине.

Ильдар Ягафаров согласился с тем, что опыт, талант и профессионализм – это главные критерии, на которых должна основываться профессия.

«Человек должен прийти в профессию не на два-три года, а на всю жизнь. В регионах нужны платформы для профессиональной работы. Здесь необходимо снимать самобытное кино, отражающее специфику региона, где сохранены национальная идея, язык, культура, как, например, в Татарстане», – подчеркнул эксперт.

Светлана Сонина также подчеркнула важность профессионализма. Она рассказала, что в Okko приходит много непрофессиональных заявок. По ее мнению, сегодня сериалы – это возможность рассказать историю другим способом, более длинным: «Это умеют еще меньше людей. Кроме того, профессиональный человек в преклонном возрасте не сможет снять то, что заинтересует подростков, потому что он не говорит на их языке. Поэтому в Okko при работе над молодежными фильмами привлекают консультантов в возрасте от 15 до 20 лет, чтобы они проверяли диалоги на предмет актуальности сленга».

Светлана Сонина рассказала также, что Федеральное агентство по делам молодежи осуществляет большую поддержку представителям молодого поколения в творчестве: агентство работает с выпускниками ВГИКа, с киношколами и даже с самоучками.

Владимир Эйснер поднял кадровую проблему в регионах. «Не хватает операторов, режиссеров, сценаристов. В СССР было 15 киностудий документального кино, которые подчинялись напрямую Госкино. После распада СССР эти киностудии закрылись. Сегодня нужна грантовая основа для местных кинематографистов, когда правительство региона объявляет для них конкурс. В бюджетах совсем немногих регионов есть строка «поддержка кинопроизводства», – пояснил режиссёр.

Елена Безрукова отметила особую важность базового профессионального образования, хорошего сценария в основе фильма, смысловой составляющей, существование разных моделей и возможностей развития кино в регионах. Также спикер подчеркнула значимость Союза кинематографистов России как структуры, которая объединяет мастеров и молодых специалистов, и отметила важность совместной работы и деятельности Фонда поддержки регионального кинематографа.

Напомним, что XXV Всероссийский Шукшинский кинофестиваль прошел 18-22 июля в столице Алтайского края.

Гран-при завоевал фильм якутского режиссера Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана».

Кинофестиваль как часть общей программы «Шукшинских дней на Алтае» проходит с 1999 года. В мероприятии принимают участие как известные фильмы именитых режиссёров, так и малоизвестные картины, отличающиеся неординарностью творческого замысла, посвящённые духовным поискам русского человека.

С 2007 года Шукшинский кинофестиваль получил статус всероссийского. С 2013 года в конкурсной программе, помимо российских, участвуют также фильмы режиссёров ближнего зарубежья, также впервые прошли показы документального и студенческого кино, для которых в 2014 году появилась отдельная конкурсная программа.

С 2007 года главным призом Шукшинского фестиваля является уменьшенная копия знаменитой «Царицы ваз», хранящейся в Эрмитаже, работы Колыванского камнерезного завода.