Пермское краевое отделение Союза кинематографистов России: прошел первый в России кураторский интенсив для кинооператоров документального кино


В марте в Перми завершился операторский интенсив — часть кинолаборатории «Видимо. В фокусе» (18+) — ставший импульсом для начинающих кинооператоров. Проект реализует Пермское краевое отделение Союза кинематографистов России при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Программа первой части лаборатории была насыщенной. На протяжении нескольких недель участники учились работать с разными камерами, взаимодействовать с реальностью, решать технические задачи во время съемок. Практические занятия проводили опытные специалисты международного уровня:

— Юлия Галочкина — оператор фильма «Воздух», который в 2025 году получил главный приз премии «Золотой орёл». В её фильмографии более 40 игровых картин и сериалов, включая «Счастье в конверте», «Женщина эпохи танго», «Кадетство» и другие.

— Ирина Шаталова — оператор более 20 неигровых фильмов, основатель Международного фестиваля документального кино «Докер», одной из ведущих площадок независимого документального кино в России.

— Олег Перцовский — звукооператор и звукорежиссер с огромным опытом работы в игровых и документальных проектах, среди которых «Мира», «Переправа», «В парке Чаир», «Лада Голд», «Улица Шекспира», «Велга», «По-мужски» и другие.

«Моя практическая часть лаборатории была построена вокруг работы в реальных условиях и поисков выразительных решений внутри документальной среды. Участники выполняли задания, требовавшие ориентации в пространстве, наблюдательности и работы с конкретными техническими задачами — от коротких упражнений с профессиональной камерой и длиннофокусной оптикой до полноценного этюда в заданном хронотопе. На мой взгляд, практика дала молодым операторам неплохой навык кино наблюдения и вариативности документального языка, им удалось продвинуться в сторону осознанного выбора выразительных средств и способов рассказывать истории. Этот опыт показал, насколько разными могут быть интерпретации одной и той же реальности — сколько авторов, столько и воплощений. Для меня лично это также был интересный и ценный вызов», — рассказывает куратор лаборатории Ирина Шаталова.

Одним из ярких этапов стало изучение световых решений и операторской техники под руководством Юлии Галкиной в рамках практического блока «Игровые элементы в документальном кино». Участники научились использовать свет для поддержания драматургии кадра. После этого начинающие операторы погрузились в мир звука: под руководством Олега Перцовского они разбирались в тонкостях записи диалогов, шумов, атмосферы на съемочной площадке, учились работать с микрофонами, слушать пространство и оживлять кадр с помощью звука.

Ольга Аверкиева, руководитель проекта: «Лаборатория, в первую очередь, планировалась как наставнический проект, благодаря которому в Перми появятся новые операторы документального кино. Индустрия растет, а кадров не хватает. Хочется, чтобы документальное кино снимали не только в Перми, но и в крае. Результат явно есть уже даже после интенсива. Я видела, как меняются лица участников, как они загораются желанием снимать именно док. Это совсем другой подход, чем снимать рекламу или корпоративное видео. Вдруг понимаешь, что в твоих руках инструмент, который может не просто снять красиво, а донести смыслы. Что это твой инструмент самовыражения. Многие пришли с ощущением, что оператор — это техническая профессия. Наши кураторы дали почувствовать творческий потенциал каждого участника».

Теперь, после пройденных практикумов, участников из Перми ждет ключевой этап — работа с режиссерами. Впереди — съемки короткометражных документальных фильмов о жизни и людях Пермского края, которые начинающие операторы создадут совместно с профессиональными режиссерами-документалистами региона.

«За время лаборатории я поняла, как важно в документальном кино не просто снимать происходящее, а осознанно работать с визуальным образом, — делится участница проекта Елизавета Бобылева. — Свет, композиция, движение камеры — всё это помогает передать настроение и смысл сцены. Я начала замечать детали, которые раньше упускала, и теперь по-другому смотрю на процесс съёмки. Спасибо кураторам за практику и за то, что помогли взглянуть на операторскую работу шире».

Проект «Видимо. В фокусе» стал важной ступенью в развитии операторского искусства в крае. В Перми формируется новое поколение профессионалов, готовых открывать мир через объектив и говорить на языке кино. Они учатся не просто фиксировать реальность, а передавать ее многогранность, эмоции, атмосферу — через свет, движение камеры, композицию и звук. Интенсив дал молодым операторам уверенность в своих силах и инструмент для самовыражения, а значит, скоро зрители увидят новые, смелые и яркие документальные истории, созданные в Прикамье.

Материал и фото предоставлены
Пермским краевым отделением СК России