Перспективы регионального кино обсудили на выставке-форуме «Россия»


В рамках международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ 7 ноября прошел круглый стол «Съемки в регионах России: возможности и перспективы»(на примере киноальманаха «Родные люди»). Мероприятие состоялось в Павильоне № 5 (кинотеатр Wink: Экспозиция «Мир Цифры»).

Участниками круглого стола стали режиссеры киноальманаха «Родные люди» Олег Асадулин и Алина Верипя, продюсер проекта Тимофей Носков, актриса Валери Зоидова, исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) Ольга Жукова. Модератором дискуссии выступил продюсер и главный редактор портала «Кино-Театр.Ру» Жан Просянов. После обсуждения в рамках круглого стола состоялся показ всех восьми новелл киноальманаха «Родные люди».

С 17 октября проект «Родные люди» вышел в видеосервисе Wink (совместное предприятие «Ростелекома» и НМГ) и рассказывает про отношения близких людей с отсылкой к случившемуся с ними 20 лет назад. Его герои – не только звезды театра и кино, но и российские города и регионы, где разворачиваются события. Новеллы альманаха посвящены Астрахани, Нижнему Новгороду, Челябинску, Казани, Санкт-Петербургу, Москве и Крыму. Проект «Родные люди» состоит из восьми новелл разных жанров – драмы, комедии, мелодрамы и приключения. Они рассказывают о том, как за 20 лет изменились жизни главных героев, как изменилась страна вместе с ними и как они пытаются найти общее с детьми, которые сейчас в том же возрасте исканий, что они сами были в 1990-х.  Герои историй – студенты, которые в 90-е учились в одном институте и вместе жили в общежитии. Потом многие разъехались, их пути разошлись и жизни сложились по-разному, но они не потеряли связь и до сих пор общаются, помогают друг другу и делятся общими проблемами. Сокурсники встречаются через 20 лет на юбилее любимого преподавателя. Но сколько всего случится перед этой встречей…

Режиссер новеллы, посвященной Челябинску, Олег Асадулин, отметил, что география съемок в регионах растет с каждым годом.

«За последние несколько лет я поездил по стране и был во многих уголках. Как здорово, что в России поощряются съемки в разных регионах. Как человеку, который родился и вырос в Челябинске, мне есть, что о нем рассказать. Ведь здесь живут не только суровые люди, но и очень добрые и душевные», – поделился режиссер.

По словам Олега Асадулина, такой проект был давно необходим, ведь для киноиндустрии это открытие новых имен, городов и туристических маршрутов в российских регионах. Режиссер признался, что предложение снять новеллу о Челябинске осуществило его давнюю мечту.

Режиссер Алина Верипя рассказала, что новелла о Крыме построена на чувствах и эмоциях, отметив, что вино здесь – главный герой.

«Нам хотелось показать жизнь красивых людей полуострова, с ее энергией, красотой и звенящей тишиной. Меня очень впечатлила поездка на винзавод “Массандра”. Там мы почувствовали себя как дома… Нас встречали, помогали и любили как родных», – поделилась Алина Верипя.

По ее мнению, выездные съемки – это особая магия: «Это новые люди, энергии, фактуры, краски. На мой взгляд, необходимо создавать туры, чтобы знакомиться с производством чего-либо. В российских регионах от Юга до Севера всегда есть что найти, изучить и открыть для себя. Чтобы лучше видеть и понимать картину происходящего, нужно ездить по российским регионам, изучать их, становиться участником каких-то процессов. Замечательно, что на сегодняшний день в регионах большое внимание уделяется именно культурным ценностям».

Актриса Валери Зоидова подчеркнула, что Астрахань – это провинция в хорошем смысле этого слова с колоритным населением. По ее словам, у астраханцев «своя ментальность и свой узнаваемый почерк».

Продюсер проекта «Родные люди» Тимофей Носков рассказал, что в плане технического оснащения необходимое съемочное оборудование у регионов сейчас есть.

«Конечно, передового суперсовременного оборудования там нет, но базовые вещи есть. Есть и специалисты, которые могут заниматься выполнением задач технической группы. Если бы во всех регионах были камеры и оптика, которые нам необходимы, был бы квалифицированный персонал, который умеет с этой техникой работать, – цены бы регионам не было. Но, например, в Челябинске нам удалось найти необходимую камеру, оптику и систему стабилизации, что не может не радовать», – отметил продюсер.

Также Тимофей Носков рассказал, что губернаторы городов были очень заинтересованы в этом проекте, оказав съемочным группам содействие и необходимую поддержку без бюрократических рамок.

Исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) Ольга Жукова отметила, что из восьми новелл киноальманаха получилась яркая когнитивная реклама каждого региона.

«Я бы даже рекомендовала регионам сделать нарезки из этих новелл с целью продвижения туристических маршрутов. Съемки – это же еще и туристическая привлекательность, и выгода, с точки зрения инвестиций. Это улучшение всей инфраструктуры региона в целом. Мы знаем немало примеров, когда после удачных съемок вырастал целый город. Для местных жителей съемки кино в их регионе – это своего рода социальная “витаминка”. Они всегда готовы сами активно писать о проектах, которые снимаются на их территории, тем самым продвигая их», – подчеркнула Ольга Жукова.

Отметим, что для системной работы с региональными кинематографистами в начале 2022 года был создан Фонд поддержки регионального кинематографа (ФПРК). Учредитель – Союз кинематографистов России. Организация второй год подряд проводит конкурс проектов, посвященных региональным трендам, «Россия – взгляд в будущее», в результате которого 60 документальных кинолент было снято в прошлом году и еще 60 получают финансирование на съемки. Все они отражают жизнь россиян в различных уголках нашей страны. Помимо этого ФПРК проводит сценарные лаборатории и отраслевые мероприятия, призванные способствовать консолидации рынка регионального кино и интеграции новых имен в индустрию.

На обложке — кадр из новеллы «Астрахань»,
предоставлен Студией творческих инициатив «Открытие»