При участии Союза кинематографистов России продолжаются показы фильмов в рамках цикла режиссерских и киноведческих семинаров имени Юлия Файта «Киноблокнот: Точка внимания»


В Малом зале Дома кино прошел первый, октябрьский, этап цикла режиссерских и киноведческих семинаров имени Юлия Файта «Киноблокнот: Точка внимания» лектория «Школы умного кино». Цикл проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Союза кинематографистов России, Центрального дома кино. Основная аудитория цикла – молодой зритель. И этот зритель пришел!

Было очень приятно увидеть среди участников семинаров студентов Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (кафедра массовых коммуникаций), Лицея Московского педагогического университета, Всероссийского Государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова.

Зрители отметили (выдержки из анкет):

Душевную атмосферу, прекрасных ведущих, познавательность, структуру повествования, подачу («не успевал устать»), «к концу лекции только вырос интерес, появился азарт».

А началось все с самого рождения кино! На первом семинаре зрители увидели возникновение самых первых букв киноязыка — на примере деятельности русского кинофабриканта Александра Ханжонкова. Посмотрели фрагменты первого русского полнометражного фильма «Оборона Севастополя» (1911), где, оказывается, был применен параллельный монтаж, официально открытый значительно позже. Были использованы и другие приемы и находки, в том числе, в съемках массовых батальных сцен.

Далее, на втором семинаре, состоялся разговор о Льве Кулешове – и буквы начали складываться в слова! Резкие, эксцентричные, веселые кинослова! Ведь Лев Кулешов буквально творил пространство вокруг себя – «творимый человек», «творимый город», географический эксперимент, наконец, тот же эффект Кулешова!

Руководитель и ведущий проекта кинорежиссер Андрей Истратов показал зримо участникам семинаров, как зарождались эти эксперименты – прямо с 35-мм пленкой в руках. Андрей Валерьевич отметил, что в этом есть магия – держать в руках эту пленку, представляя, как они, первые революционеры кино, с деревянным метром в руках, без экранчиков, а просматривая пленку, вот просто так, на просвет – монтировали и изобретали!

Вот отзыв одного из участников семинаров (Никита Колбеев, РГУ им. Косыгина, профиль – оператор, режиссер монтажа): «Эти семинары непросты для меня, но оказались очень полезными. Было интересно на практике посмотреть, понять, как работает метрических монтаж, ритмический и параллельный. Эти виды монтажа ощутить визуально, конечно же, можно, но когда мы держали в руках 35-мм пленку и вместе с коллегами как бы двигались по ней, это наглядно, точно и ясно показывало, как эти виды монтажа работают на самом деле».

На третьем семинаре и ритмический, и метрический и особенно параллельный виды монтажа были разобраны уже на экране при диалоге с фильмами еще одного мастера советского кино кинорежиссера Всеволода Пудовкина.

Теперь, буквально на глазах зрителей, буквы и слова в киноязыке стали складываться вместе и получались грандиозные «кинофразы», к примеру, настоящие кинометафоры, как в фильме «Мать» (1926).

Многие участники семинаров указали в анкетах, что, к сожалению, вообще не знали про Пудовкина, про его роль в истории становления советского кино.

А также про роль Всеволода Илларионовича в фильме «Иван Грозный» Эйзенштейна, где он сыграл юродивого. Про уникальные психофизические эксперименты Пудовкина не только с лягушками в фильме «Механика головного мозга», но и с живыми актерами на съемочной площадке. Много нового открыли для себя участники семинаров.

На четвертом семинаре блока зрители познакомились с киноязыком Бориса Барнета, а также с его яркой и трагической судьбой.

Это уже были не слова и фразы на киноязыке, а развернутые «кинопредложения», местами с лирическим подтекстом.

Соведущая цикла, кинорежиссер Анисия Шарафутдинова рассказала о звукозрительном образе в фильмах Барнета. О том, как этот образ складывался, получая парадоксальную подпитку еще из немых фильмов мастера. Участники семинара, наверное, впервые в жизни попробовали ощутить киноткань в ее первоначальном, «первородном» виде – в виде долгого погружения в «немой» фрагмент. И по результату обсуждения, действительно выяснилось, что «фоновая музыка» к немому фрагменту многое в нем «заглушает», мешает. В немом виде фрагмент дает значительно больше зрителю. Это одно из открытий, которое произошло тут же, на семинаре.

Еще один отзыв участника (Анна Бутрим, РГУ им. Косыгина, кафедра журналистики и телевизионных технологий): «Понравилась сама атмосфера такого таинственного, практически театрального зрелища, приятный голос ведущего, структура проведения встречи. Мы сидим и не только понимаем, как развивается история того или иного деятеля культуры, но, так или иначе, мы проникаем в атмосферу того времени, когда изобреталось кино. Для меня это было полезно, и для того, чтобы пополнить копилку моих знаний, и просто для того, чтобы хорошо провести время».

Второй блок цикла «Киноблокнот: Точка внимания» пройдет там же, в Малом зале Дома кино в период с 14 по 17 ноября 2024 года. Будем знакомиться с киноязыком Михаила Калатозова, Ларисы Шепитько, Станислава Ростоцкого и Вадима Абдрашитова.

Следите за анонсами и началом регистрации.

Фото и текст: А. Орлов