Работу кинодокументалистов в экстремальных условиях обсудили в Доме кино в рамках цикла «Киноблокнот документальный: Эпоха ЦСДФ»


17 мая в Малом зале Центрального дома кинематографистов прошла лекция-семинар «И завтра будет новый день», посвященная работе кинооператоров  на Чернобыльской АЭС. Ведущий цикла киносеминаров – член Союза кинематографистов России, член Российского военно-исторического общества, режиссер цикла фильмов «ЦСДФ: Точка отсчета» Андрей Истратов обсудил с гостями Дома кино работу документалистов в экстремальных условиях. Вечер был также посвящен памяти оператора Константина Дурнова, одного из трех первых операторов ЦСДФ, снимавших на Чернобыльской АЭС в первые дни после аварии.

Лекция открыла цикл лекций-киносеминаров «Киноблокнот документальный: Эпоха ЦСДФ», которые прошли с 17 по 19  мая в Малом зале Центрального Дома кинематографистов.

На встрече также присутствовали оператор Максим Стаченков, который ездил в Чернобыль в качестве ассистента оператора во вторую годовщину трагедии,  и редактор фильма «Колокол Чернобыля» Алексей Голубев.

Андрей Истратов отметил, что начинал свою карьеру на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ), поэтому недавно отдал дань этой студии и снял 4 документальных фильма, объединенные циклом «ЦСДФ: Точка отсчета». Четвертый фильм относится к эпохе 1980-х гг. и посвящен, в частности, катастрофе на Чернобыльской АЭС.

«ЦСДФ была некой школой документального кино, – рассказал Андрей Истратов. – Многие считают, что это была официальная и даже официозная, студия, в задачи которой входило снимать съезды, сопровождать в поездках Л. И. Брежнева и других партийных лидеров. То есть это была некая “придворная” кремлёвская студия. Но даже такие сюжеты надо уметь делать». Режиссер уверен, что недостаточно просто поехать куда-то и снять какое-то событие. Необходимо еще и создать образ этого события, найти верную интонацию для конкретного сюжета.

По мнению Андрея Истратова, эта школа сегодня практически полностью забыта: «Если сегодня и снимают событие, то это получается довольно линейно. У современной молодежи сложилось представление о документальном кино  как о семинаре, вебинаре или блоге на какую-то тему. Даже отношение к интервью должно быть особенным. В документальном фильме это не просто интервью со спикером в студии, а беседа с обычным человеком, не привыкшим выступать перед камерой. И, если появляется в кадре герой, мы должны понять, кто он, какая у него история. Пусть даже он скажет в кадре всего три-четыре слова».

Ведущий вечера представил гостям Дома кино фрагмент своего документального фильма – четвертого из авторского цикла «ЦСДФ: Точка отсчета», в котором рассказывалось, в частности, об операторе Константине Дурнове, одним из первых побывавшем в зоне отчуждения. Также зрители увидели фрагменты из документального фильма «Колокол Чернобыля» режиссера Роллана Сергиенко.

Андрей Истратов подчеркнул, что фильм «Колокол Чернобыля» – не о катастрофе на Чернобыльской АЭС, а о трагедии людей, которые оказались в этой ситуации. Особенно он обратил внимание на те образы, которые режиссер активно использовал в фильме: например, колесо обозрения в зоне отчуждения. Это же колесо через несколько лет появилось уже в другом фильме. По словам ведущего, символичен и образ аиста, который во время действий по ликвидации последствий заражения в деревне улетает из своего гнезда. Но спустя какое-то время аист возвращается домой.

Также он отметил, насколько важна работа режиссера  с простыми людьми, которым приходится общаться с корреспондентами в непривычной для них обстановке видеосъемки. Андрей Истратов рассказал, что порой сотрудники ЦСДФ днями и ночами не выходили из монтажных, по несколько раз монтируя один и тот же материал, чтобы найти нужную интонацию.

Ведущий вечера уверен, что фильм был необходим, чтобы через какое-то время у зрителя возникли  собственные эмоции, переживания и ощущения по поводу тех событий. «И ощущения, которые дал режиссер, не замыкаются только этим фильмом. Они имеют продолжение для каждого зрителя и для каждого времени просмотра. Если бы режиссер просто показал реактор и работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, жил бы этот репортаж дальше так же, как живет этот фильм с реальными людьми и историями этих людей в кадре? Частная история как драматургический ход захватывает внимание зрителя лучше всякого экшена и популярных  на сегодняшний день приемов монтажа с быстрой сменой кадров»,  — отметил Андрей Истратов.

Оператор Максим Стаченков рассказал о своей командировке в Чернобыль. Больше всего его поразила тишина в зоне отчуждения: «Не было ни птиц, ни животных, ни даже насекомых. Стояла неестественная тишина, будто заткнули уши. Город выглядел таким, каким его оставили на момент эвакуации: детские игрушки в песочницах, белье, развешанное на балконах, первомайские флаги на улицах… С нами был американский хирург Роберт Гейл, у которого был  дозиметр, показания которого отличались от наших большей точностью. И мы старались везде следовать за ним».

«Когда мы вернулись, – рассказал оператор, – всю нашу аппаратуру утилизировали, одежду выбросили. Все фотографии, которые я делал там, получились снятыми будто через вуаль – то есть радиация влияла на качество пленки, как будто пленка была засвечена. Когда мы вернулись оттуда, нам рекомендовали выпить водки, которая должна была вывести радиацию из организма…»

Редактор фильма «Колокол Чернобыля» Алексей Голубев напомнил, что  Роллан Сергиенко был воспитанником украинской школы, апологетом Александра Довженко. По его словам, это чувствуется даже по общей интонации фильма: «Сергиенко был художником. Планировалось, чтобы его фильм о Чернобыле вышел первым, но режиссёр все время сомневался в своих подходах, в том, правильный ли он выбрал образ. В итоге работа над кинолентой затянулась, и первым вышел фильм киевлян «Чернобыль. Хроника трудных недель» Владимира Шевченко.

Алексей Голубев отметил, что для Роллана Сергиенко тема Чернобыля стала центральной в его творчестве, к которой он возвращался вновь и вновь.

Текст и фото: Наталья Тонких