Натта Конышева – уникальное явление российской художественной жизни конца XX – начала XXI веков. Её притягательное вне-каноническое искусство получило широкое признание ещё при жизни художника не только в профессиональной среде, но и среди широкого круга зрителей. Натта Конышева – выдающийся художник, легенда московской художественной жизни, которая была одной из центральных тем её работ.
Выставка «Игра реальности. Натта Конышева» предоставляет возможность познакомиться с живописными произведениями Натты Конышевой из московских частных собраний.
Натта Конышева родилась в 1935 году в Москве в семье библиотекарей. Окончив школу с золотой медалью, поступила в Московский Полиграфический институт на отделение «Промграфики». Её наставником на факультете был выдающийся художник Владимир Фаворский. После окончания института с 1959 по 1961 годы работала в журнале «Юный натуралист», «Физкультура и спорт», иллюстрировала книги для издательств «Детгиз», «Советский писатель» и Алтайского книжного издательства. С 1963 по 1978 годы Натта Конышева работала художником в Комбинате графического искусства мастерской Промграфики РСФСР, разрабатывала фирменный стиль для предприятий лёгкой промышленности. Устав от штампов «графического рукоделия», Натта Конышева переключилась на живопись, погрузившись в художественную среду советского андеграунда, участвовала в полуофициальных, квартирных выставках Москвы. В 1974 году была принята в Союз художников СССР, затем стала членом «Горкома графиков» и участником его выставок на «Малой Грузинской, 28».
Натта Конышева создала десятки тысяч живописных полотен и километры рисунков. Она продолжала изучать излюбленную жанровую живопись в музеях Франции, Бельгии, Голландии, Италии, перерисовывая классиков от Тинторетто, Веронезе, Веласкеса, Тициана, Ватто до Матисса. Авторитетом же считала Уильяма Хогарта. Вслед за ним Натта Конышева работала в «разговорном жанре» – так называли в Англии во второй половине XVIII века бытовой сатирический жанр. За долгие годы у нее выработалась авторская техника свободного фигуративного быстрого письма. Она назвала её «репортаж с элементами чудес». Гармония из хаоса и наоборот.
Конышева – художник городской среды, не расставалась с ручкой, рисовала всегда и везде, замирая от восторга, делала с ходу наброски, выводя смелые графические росчерки будущих полотен на истрепанных листах, извлеченных из повидавшей виды сумки. В её зарисовках чуть ли не половина жителей Москвы. Метод Натты основан на импровизации непосредственных наблюдений, ее «графические заметки» вдохновлены простыми горожанами и их обычной жизнью. Здесь и бурлящие толпы на вечеринках, на улице, в метро, в музее, на карнавале, в парке, на вокзале, на блошином рынке, в буфете, в магазине, в цирке, на вернисаже, перенесённые на холст в непрекращающемся движении фигур. Особенный интерес вызывала московская богема. Являясь мастером бытовой живописи, Конышева делала заказные семейные портреты в театрально-постановочной игровой манере, зачастую используя приём гротескного преувеличения. Натта заставляла облачаться в причудливые одежды, дополняла образы экзотическими аксессуарами и странными элементами, трансформировала локацию. Натта Конышева обладала даром провидца, никогда не льстила моделям даже в заказных портретах, проницательно «сканировала», выводя наружу сущностные черты человека и его изнанку. Многие от портретов отказывались. И их покупали другие, завороженные неповторимым эмоциональным взаимодействием.
Всегда казалось, что автора не волнует, что скажут про её работы, подкупала удивительная художественная независимость и острое чутьё. Она искала и находила собственные «ходы». Обязательное условие творческого метода – все эти «ходы» должны динамично участвовать в общей композиции картины. Полотна Конышевой – это атмосферные сложносочинённые иллюстрации времени, полуиллюзии, где условная реальность превращается то в иронию, то в юмор или сарказм, создавая фейерверк выразительных образов, сливающихся в единую фантасмагорическую какофонию. Конышева не была склонна идеализировать жизнь и сглаживать её несовершенства. Её картины пульсируют пронзительным ощущением прелести и обречённости бытия, а острота рисунка, неожиданные ракурсы сопричастны с эстетической исповедью иллюзиониста.
Натта Конышева известна не только в России, она участник множества выставок и за рубежом. В 1992 году принимала участие в выставке в Ницце вместе с работами Марка Шагала и Анри Матисса. В девяностые годы картины Натты удачно выставлялись на торгах аукциона Sotheby’s.
Произведения Натты Конышевой хранятся в Государственной Третьяковской галере, в Русском музее, в Музее наивного искусства (Ницца, Франция), в Художественном музее (Брянск), в Государственном музее Востока (Москва), в музее ART4 (Москва), в Галерее Грегори (Нью-Йорк, США), в коллекции Рене Герра (Париж, Франция), в коллекции русского и восточно-европейского искусства KolodzeiArtFoundation (Нью-Йорк, США), в Хайленд Парк (Нью-Джерси, США), в галерее VArt (Москва), а также во многих частных коллекциях России, Бельгии, Франции, Италии, Германии и других стран.
В экспозиции будет представлена живопись из коллекций: Сергея Трофименко, Кирилла Гарнисова, Анны Дорофеевой, Елены Комаренко, Татьяны Кроль, Томаса Шмидта, Фёдора Додонова/Хайка Симонян, Михаила Ходырева/Владимира Новикова, Алексея Соколова, Дмитрия Широкова, Елены Болотских.
Выставка продлится до 12 сентября 2024 года. Ее завершением станет показ 12 сентября в Белом зале Центрального дома кинематографистов в 19 часов документального фильма «Натта» (2024 год, 47 минут) режиссера Ольги Домовцевой.
Информационные партнёры: Международная Ассоциация искусствоведов (АИС), Союз художников России, Московский Союз художников, Творческий союз художников России.
Куратор выставки Татьяна Кроль — художник и искусствовед. Член Союза художников России, секция искусствоведения; член Союза журналистов; член Творческого Союза художников России; член Международной Ассоциации искусствоведов (АИС). В 1996 году окончила Санкт-Петербургскую Академию художеств имени Ильи Репина (факультет теории и истории изобразительного искусства). С 1996 года куратор и координатор более 200 художественных выставок в России и за рубежом. С 1996 по 2001 годы работала искусствоведом в Союзе художников России. C 2003 по 2013 годы работала искусствоведом в московском Центре современного искусства МАРС. С 2013 по 2017 годы работала искусствоведом в Объединении «Выставочные залы Москвы». С 2022 года работает с наследием Натты Конышевой.
Текст: куратор выставки Татьяна Кроль