В Доме кино прошла креативно-практическая конференция «Детский кинематограф и взрослый мир: искусство созидательных смыслов»


26 апреля в Центральном Доме кинематографистов прошла креативно-практическая конференция «Детский кинематограф и взрослый мир: искусство созидательных смыслов». Организатором мероприятия выступила Гильдия кинодраматургов Союза кинематографистов России.

Модератором конференции выступил президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский.

В конференции приняли участие:

– Николай Данн, президент Международного кинофестиваля и онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс»;

– Евгений Сафронов, главный редактор информационного агентства InterMedia;

– Максим Дрозд, генеральный директор исследовательского агентства Salt, Дарья Рогачева, старший менеджер проектов агентства Salt;

– Илья Мельников, начальник отдела Департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли РФ;

– Альберт Рябышев, кинопродюсер;

– Алексей Бочаров, заместитель министра культуры Алтайского края;

– Максим Милосердов, главный редактор телеканал «Катунь-24»;

– Елизавета Норец, куратор всероссийского проекта «КиноДвиж»;

– Александр Гриднев, педагог-психолог (Саранск, конференц-связь);

– Ася Гусева, сценарист, креативный продюсер;

– Наталья Карпович, руководитель Региональной общественной организации «Объединение многодетных семей города Москвы»;

– Вера Водынски, режиссер, сценарист;

– Ирина Челышева, зав. кафедрой психолого-педагогического образования и медиакоммуникации Таганрогского института имени А. П. Чехова, вице-президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ.

Алексей Алешковский: «Мы видим развитие драматургического мышления очень важной задачей для социализации подростков и основой патриотического воспитания молодежи в новых условиях. Главным приоритетом нашей деятельности является необходимость возрождения сценарной школы. Это комплексная и системная задача, которая имеет много составляющих. Возрождение сценарной школы должно начинаться со средней школы. К сожалению, детское кино сейчас имеет очень слабую связь с социальной реальностью и школьной».

Николай Данн: «От детства до входа в отрасль кино принимает участие в формировании личности и образа жизни. Важно, чтобы показ фильмов в школе и их дальнейшее обсуждение стали системными. Только так можно развить у учеников драматургическое мышление. Необходимы проекты, связанные с развитием детского кинотворчества. Киноклассы, креативные классы, медиа-классы должны быть наполнены. Механизмом формирования мировоззрения будущего поколения могут быть киноклубы в школах. Основная проблема заключается в том, что не хватает модераторов.  Вузы могут обучать модераторству будущих педагогов. Так же важны и социальные кинозалы, где люди смотрят фильмы и общаются. На их базе могут открываться и анимационные детские киностудии».

Евгений Сафронов: «Детское кино сильно преобразилось с появлением телевидения. Дети перестали ходить в кино, а если и ходят, то в меньшей степени. Детский контент в телевизоре и детский кинематограф – это абсолютно разные вещи. Кино сейчас в основном семейное – его смотрят вместе с родителями».

Максим Дрозд: «Мы очень много общаемся с детьми и молодежью,  пытаемся понять, как устроен их день. Они просыпаются с телефоном в руках, смотрят видео и делятся им со своими сверстниками. Кино для них совсем не в приоритете».

Дарья Рогачева: «В возрасте 8-11 дети еще верят в беззаботное детство, но уже сталкиваются с первыми проблемами в общении со своими родителями, учителями и сверстниками. У них постепенно формируется запрос на гиперэмоциональность. То есть дети в этом возрасте переходят к более взрослым темам, переосмысливают клише, ищут не идеального героя. Период с 12 до 17 лет – серьезный период взросления, когда проявляется юношеский максимализм. Для них уже интересны колоритные и раскрепощенные персонажи, которые не боятся выражать себя. С 18 до 24 лет появляются более осознанные, ответственные, справедливые и душевные герои. Среди любимых – «серые герои», ни хорошие и ни плохие».

Илья Мельников: «Мы заинтересованы, чтобы герои в кино были в образе человека труда. С прошлого года мы совместно с Минкультом решили проводить и финансировать конкурс неигрового кино, в котором мы бы хотели видеть сценарии, ориентированные на популяризацию роли человека труда».

Ася Гусева: «Кино – это серьезный инструмент формирования мировоззрения человека и изменения его отношения к определенным вещам. Нет ни одного государства в мире, которое бы не занималось пропагандой через кинематограф. Ведь через просмотры кинофильмов зритель участвует в этих событиях, переживает их внутри. Мы должны заниматься кинообразованием не только детей и подростков, но и взрослых людей тоже, потому что системное драматургическое сознание дает возможность понимать, что вообще происходит, дает необходимый инструмент».

Максим Милосердов: «Потенциальными игроками на рынке детского кино являются региональные телеканалы, телевизионные студии, детские кружки, а также студии, которые возникли в рамках развития системы дополнительного образования в России. Основная проблема заключается в том, что эти структуры существуют сами по себе. Здесь важна система стандартов со стороны федерального центра: как правильно написать сценарий, организовать съемочный процесс и т.д.  К сожалению, эта школа отсутствует сейчас у регионального телевидения».

Вера Водынски: «Надо признать, что кинотеатральный просмотр утратил свою привлекательность. На мой взгляд, важно не только рекламировать сам кинофильм, но и возможность посмотреть его в кинотеатре, ведь это уникальный способ коллективного эмоционального переживания. Кинопросмотр может стать в жизни человека событием, отправной точкой для чего-то. К коллективным практикам относятся фестивали, киноклубы, кинолагеря, киношколы. Внутри этих киносообществ ведется большая проектная работа, которое это сообщество направляет, организует, систематизирует, создает внутри него определенные цели».

Елизавета Норец: «Проект «КиноДвиж» был создан на базе российского движения школьников, проектный блок которого с начала апреля перешел в российское «Движение Первых». Мы объединили множество детских и молодежных организаций по России.  В первом сезоне участвовал 81 регион. Мы учим детей снимать кино даже на телефон. Перед конкурсом у нас есть образовательный блок, который включает в себя ряд методических материалов, ориентированных на школьников. В первом сезоне представлен ряд видео-уроков, посвященных тому, как начать снимать кино и рисовать анимацию. Также у нас есть ряд методических материалов для педагогов, чтобы они на базе своего учреждения начали создавать собственные кинокружки. Во втором сезоне происходит оценка работ.    Творческие кинообъединения на базе наших медиацентров расположены уже в 40 российских регионах. Наша глобальная цель – охватить все регионы нашей страны. Мы всегда открыты предложениям, пожеланиям и сотрудничеству».