40 лет Дому кино и 65 лет Свердловской организации Союза кинематографистов России!


В апреле 1983 года в Свердловске открылся Дом кино. Он стал не только творческим клубом кинематографистов, но и важнейшей площадкой для проведения культурно-массовых мероприятий, премьер, деловых встреч, российских и международных кинофестивалей.

С открытием Дома кино фестивальная деятельность стала одним из ведущих направлений работы Свердловской организации Союза кинематографистов РФ. С 1983 года по начало 90-х гг. ежегодно проводился смотр фильмов Свердловской киностудии – фестиваль «Наше кино».

В 1988 г. по инициативе уральских кинематографистов создан Открытый фестиваль документального кино «Россия», получивший международное признание.

В 1990 году силами Гильдии кинооператоров Урала в Доме кино был проведен Фестиваль изобразительного мастерства кино, ставший предтечей московского фестиваля «Белый квадрат».

В 1994 году Свердловскую организацию СК РФ возглавил кинорежиссер, кинооператор, Заслуженный деятель искусств Владимир Ильич Макеранец. Начало его работы на этом посту совпало по времени с развалом Советского Союза и кризисом кинематографа. Человек, преданный кино, он сумел сберечь наследие предшественников и придать новый импульс развитию Союза и Дома кино. Во времена кризиса деятельность организации была направлена на укрепление творческого духа кинематографистов, сохранение и развитие их творческого потенциала.

В 1998 году Дом кино стал первой площадкой в Екатеринбурге, оборудованной системой цифрового многоканального звука Dolby Surround.

В 2004 году Свердловская организация Союз кинематографистов стала инициатором и организатором в то время единственного в мире кинофорума такого направления – Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба». С годами ширилась география фестиваля, он приобрел международный авторитет, и сегодня на нем представлены все жанры и виды киноискусства. За прошедшие годы «Кинопроба» явилась трамплином в большое кино для многих начинающих кинематографистов.

Дом кино – это междисциплинарная культурная площадка. Екатеринбуржцы и гости города с удовольствием посещают спецпоказы, премьеры, творческие вечера и встречи со знаменитыми режиссерами и деятелями кинематографа, выставки и деловые мероприятия.

За сорокалетнюю историю здесь проведено множество общественных мероприятий. Но главным направлением деятельности Дома кино всегда была пропаганда достижений уральского, отечественного и мирового кино.

21 апреля 2023 года состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 40-летию Дома кино и 65-летию Свердловской организации Союза кинематографистов, на котором собрались кинематографисты — члены организации, бывшие и нынешние сотрудники Дома кино и организации, а также друзья и партнеры.

Гостей встречала фотовыставка «Дом, где согреваются сердца», расположившаяся в фойе 2 этажа. На фотографиях можно отследить этапы строительства и развития Дома кино, кадры знаменательных событий и мероприятий, а также лица людей, которые создавали и создают историю Дома кино и Свердловской организации СК РФ.

В Большом зале под музыкальное сопровождение Камерного оркестра В-А-С-Н (дирижёр Николай Усенко) прозвучали официальные приветствия от Министерства культуры Свердловской области и Управления культуры администрации города Екатеринбурга. Начальник отдела по работе с регионами Союза кинематографистов России Андрей Викторович Трещалин вручил благодарственные письма членам и сотрудникам Свердловской организации. Теплыми словами и пожеланиями поздравили Генеральный директор Инновационного культурного центра Николай Викторович Михайлов и Директор Свердловского областного фильмофонда Светлана Сергеевна Горда.

Сергей Владимирович Радченко, Заместитель министра культуры Свердловской области:

«Дому кино – 40 лет, Свердловской организации Союза кинематографистов — 65! Вместе это больше, чем столетний юбилей, и одно без другого существовать не может: кинематографисты снимают фильмы, тут их презентуют, и творческие встречи проходят здесь, в Доме кино. Правильнее места найти невозможно! Сюда приходят зрители и здесь появляются новые фильмы. Сегодня в зале сидят люди, которые создавали и создают славу уральскому кинематографу, славу уральского кино. Пройти мимо феномена уральского кино невозможно. Уральский Союз кинематографистов живет, развивается, являет кинематографическое творчество миру. А главным из искусств как было, так и остается для нас искусство кино, потому что это самое демократичное, самое народное, самое массовое искусство. С чем я нас и поздравляю!»

После завершения программы в Большом зале гости переместились в фойе 1 этажа, где торжественно были открыты две новые «звезды» выдающимся уральским деятелям кино: звукооператору Маргарите Борисовне Томиловой и режиссеру Николаю Николаевичу Гусарову.

Маргарита Борисовна Томилова

Груда коробок пленки с запечатленной на ней игрой актеров, изысками режиссера и кинооператора еще не есть готовый фильм. Когда все звуки, голоса, шумы, соединившись с созданной композитором музыкальной партитурой, сольются воедино – вот тогда они станут фильмом. А первым услышал эту симфонию звуков и вдохнул ее в немую киноленту звукорежиссер. Он всегда за кадром, но для уральских кинематографистов звукорежиссер Маргарита Томилова всегда  на первых ролях.

Придя на Свердловскую киностудию в 1956 году после окончания Ленинградского института киноинженеров, Маргарита попала в звукоцех в период его становления. Начальник цеха Е.В. Никульский придирчиво проверял её знания и деловые качества. Работая на хронике, Маргарита училась у опытных коллег М.М. Иванова, В.А. Чулкова. Аппаратура и оснащение были несовершенными. Постоянно приходилось что-то придумывать, налаживать. Это требовало выдумки, изобретательности, вынуждало постоянно быть в форме. Девять лет работала в документальном и научно-популярном кино, пройдя серьёзную техническую школу. Пробовала силы и в художественном, помогая В. Чулкову и Е. Никульскому. У Никольского училась писать фактуру и шумы, а У Чулкова — чистовую фонограмму. Общение с яркими, талантливыми людьми было и учебой,  и праздником. Как тут было не влюбиться в киностудию?! С ней связана и любовь, и семья. Киностудия стала не просто местом работы, а вторым домом, где обрела и коллег, и лучших друзей.

В 1967 году состоялся ее дебют в художественном кино — музыкальный фильм «Трембита» режиссера О. Николаевского. Запись «живой» музыки и вокальных партий требует особого мастерства. И Маргарита успешно справилась, мастерски записав чистовую фонограмму! «Трембита» стала одной из самых любимых и кассовых кинолент советского экрана. Эта серьезная работа была замечена.

Каждый год связан с каким-то фильмом: «Последний угон» (Б. Халзанов), «Приваловские миллионы» (Я. Лапшин), «В ночь лунного затмения» (Б. Халзанов), «Дым отечества» (Я. Лапшин»), «Транзит» (В. Фокин), «Демидовы», «Продлись, продлись, очарованье» (Я. Лапшин), «Залив счастья» (В. Лаптев), «Подданный революции» (С. Мартьянов), «Губернатор», «Ты есть» (В. Макеранец) и многие другие. Отдельная страница творческой биографии – работа с Ярополком Лапшиным. А ещё и множество документальных, научно-популярных, анимационных фильмов.  Сколько ее картин стали знаковыми для киностудии!

Маргарита Томилова внесла вклад в создание десятков художественных фильмов, будучи не просто техническим исполнителем режиссёрского замысла, но и его соавтором. Её мастерство и творческий подход заключены в неустанном поиске новых технических и художественных решений, умении создать особый, неповторимый звуковой образ фильма, в неистощимости фантазии и выдумки. В отсутствие цифровой записи она добивалась такого высокого качества звука, которое и сегодня доступно не всем. Одна из первых она записала в системе «Dolby» фильм «Первые на Луне», на Венецианском международном фестивале удостоенный первой премии «Венеция» в конкурсной программе «Горизонты». Маргарита Борисовна реализовала себя и как лектор Бюро пропаганды киноискусства, и как педагог. Избиралась членом Правления СОО СК РФ, руководила секцией звукооператоров, избиралась делегатом съездов Союза кинематографистов России.  Имеет орден «Знак почета» и звание «Заслуженный работник культуры».

Николай Николаевич Гусаров

Николай Гусаров пришел в кино творчески сложившимся человеком с серьёзной трудовой биографией. После школы поработал разнорабочим, кочегаром, слесарем, рабочим ремгруппы. Путь в искусство начинал как актёр. В 1960 году поступил в Театральное училище им. Щепкина (Москва) на актёрский факультет и закончил его в 1964 году. Работал в драматических театрах Пензы, Кемерово, Омска, Ижевска. В 1974 году Николай Гусаров был удостоен звания «Заслуженный артист Удмуртской АССР». Достигнув определённых успехов на актёрском поприще, во время работы в Ижевском драмтеатре пробовал свои силы в театральной и телевизионной режиссуре. Тогда же появились первые публикации его повестей и рассказов. Почувствовав тягу к профессии режиссёра, в 1976 году Николай поступил на Высшие режиссёрские курсы (отделение режиссеров-постановщиков художественных фильмов). В 1979 году на «отлично» защитил диплом короткометражным фильмом «Скоморохи», снятом на Свердловской киностудии, и был принят на киностудию режиссером-постановщиком художественных фильмов.

Уже его первый полнометражный художественный фильм «На берегу большой реки» (1980) был отмечен дипломом Всесоюзного кинофестиваля в Минске. За ним последовали другие. На счету режиссера 14 художественных фильмов, многие из которых стали участниками и призерами различных кинофестивалей: «Тем, кто остается жить» (1982) — диплом Международного кинофестиваля в Ташкенте; «Семен Дежнев» (1983) — диплом Международного кинофестиваля в Чехословакии, приз зрительских симпатий фестиваля «Золотой Витязь»; «Дикое поле» (1990) — премия за лучший сценарий МКФ славянских фильмов в Югославии. На ежегодных смотрах-конкурсах фильмов Свердловской киностудии киноленты режиссёра неоднократно завоевывали призы зрительских симпатий. Список творческих работ Николая Гусарова поражает разнообразием тем и жанров: мелодрама, социальная драма, комедия, детектив, военная тематика. За какие бы темы ни брался автор —  все его фильмы отличаются достоверностью, профессионализмом, неизменно вызывают живой интерес и трогают сердца зрителей.

И всё же была у него своя заветная тема, своеобразная творческая ниша. История России, история казачества, его быт, нравы, сильные, неординарные характеры – все это входило в сферу личных и творческих интересов режиссера, самого принадлежащего казацкому роду-племени. К теме казачества он обращается в своих фильмах «Семен Дежнев», «Дикое поле», «Казачья быль». В двух последних фильмах Гусаров является еще и автором сценария, и исполнителем одной из главных ролей. Художественный фильм «Казачья быль» (1998) стал участником Международного кинофестиваля «Стожары» в Киеве, фестиваля «Золотой Витязь» в Москве (1999). Не изменял Николай и актёрской профессии.  За роль Чиги в фильме «Дикое поле» Гусаров удостоен премии «За лучшую мужскую роль» на МКФ славянских фильмов в Югославии (1995).

В обстановке, когда производство художественных фильмов на Свердловской киностудии было приостановлено, Николай Гусаров не оставлял творческой деятельности. Она не ограничивалась кинематографом. На сцене Екатеринбургского Дома кино, а затем и Уральского государственного театра эстрады он поставил по своему сценарию спектакль «Вверх тормашками», который прошел с большим успехом. А в последние годы работал режиссёром в Театре эстрады и писал прозу. За свои заслуги был удостоен звания «Заслуженный артист Удмуртской АССР» — 1974 г.; награждён Нагрудным знаком Министерства культуры Российской Федерации «За высокие достижения» — 2008 г.

Годы жизни 20 ноября 1940 г. – 17 апреля 2022 г.