В Доме кино состоялся юбилейный вечер Владимира Аленикова


26 сентября в Большом зале Центрального Дома кинематографистов прошел творческий вечер кинорежиссёра, писателя, поэта, педагога, заслуженного деятеля искусств России Владимира Аленикова. Встреча была приурочена к 75-летнему юбилею мастера.

По словам кинорежиссера, сцена Дома кино для него уже давно стала родной: «Первый раз я на нее вышел лет 40 назад. И последние 20 лет я отмечаю здесь свои юбилеи».

Владимир Алеников рассказал, что его дедушка был одним из тех немногих людей, которые оказали значительное влияние на его творческую жизнь. Дедушка режиссера пришел посмотреть первый дипломный спектакль внука «За ваш счет…» по радиопьесе чешского драматурга Людвига Ашкенази, и с удивлением сказал отцу Аленикова: «Слушай, Володя – настоящий режиссер». Для Владимира Аленикова его мнение и оценка были очень важны, потому что дед в свое время был известным драматургом, работал со Станиславским, с Мейерхольдом, Вахтанговым, Таировым.

«В кино меня первым поддержал Григорий Михайлович Козинцев, которому я показал свой первый фильм “Сад”, снятый в 1973 году вне государственной монополии, – поделился юбиляр. – По-моему, это был единственный такой фильм. Финансировал я его сам. В то время я хорошо зарабатывал поэтическими переводами с французского, испанского и итальянского. Когда Козинцев посмотрел фильм, он воскликнул: “Володя, ВГИК вам совсем не нужен. По-моему, у вас есть все, что нужно для режиссера. Если я буду набирать курс на Высших курсах, может быть, имеет смысл пару лет поучиться”. Мы с Григорием Михайловичем дружили, его письма я храню как самую большую драгоценность».

По словам Владимира Аленикова, после фильмов «Сад» и «Комитас», который советская власть закрыла и уничтожила (он чудом спас несколько фрагментов), оказалось, что ему некуда деться. У начинающего режиссера был только театральный диплом, с которым получить постановку на государственной студии было в то время невозможно. Кинорежиссер рассказал, что как-то раз прочитал в газете статью о том, что открывается киножурнал «Ералаш».

«Открыл его сценарист, драматург, остроумный, легкий, талантливейший человек Александр Григорьевич Хмелик по идее Аллы Суриковой. Он собрал замечательную команду. Пока Хмелик руководил «Ералашем», это был «золотой век» киножурнала, где снимались превосходные сюжеты…», — отметил Алеников.

Созвонившись с Хмеликом, Владимир Алеников приехал на Киностудию им. Горького. Руководитель киножурнала попросил молодого режиссера что-то написать для будущих выпусков, и уже на следующий день тот принес ему тетрадь с материалом. После того как Владимир Алеников прочитал из тетради свои первые сюжеты, Хмелик сразу же решил их взять. Режиссер сказал, что может отдать ему всю тетрадь, но попросил хотя бы один сюжет снять самому. Вскоре Алеников привез на киностудию свои фильмы. Хмелик посмотрел и сказал: «Да, сложно ты снимать умеешь. Посмотрим, можешь ли ты снимать просто».

Через полчаса руководитель киножурнала вернулся после встречи с директором и сообщил о решении принять нового автора на работу. Впервые Владимир Алеников работал на большой киностудии, сняв несколько десятков серий к «Ералашу». Там же родились его знаменитые персонажи Петров и Васечкин.

Когда эти серии посмотрел Александр Митта, он попросил Аленикова поработать с ним над фильмом «Клоуны и дети». Работать довелось еще и с легендарным кинооператором Павлом Лебешевым.

Геннадий Иванович Полока также сыграл важную роль в творческой судьбе юбиляра.

«Геннадий Полока пригласил меня на “Беларусьфильм”, чтобы спасти провалившуюся картину “Его отпуск, или Командировка за свой счет”. Я даже написал песню к этому фильму, которую замечательно исполнил Анатолий Кузнецов. Благодаря Геннадию Ивановичу, я снял свой первый профессиональный полнометражный художественный фильм “Жил-был настройщик” на Творческом объединении “Экран”, где он руководил объединением музыкальных фильмов», — поделился кинорежиссер.

Посмотрев фильмы Аленикова о Петрове и Васечкине, кинокритик Виктор Демин написал восторженную статью. Эта статья помогла спасти эти фильмы и вывести на экран. Киновед Мирон Черненко посвятил фильму режиссера «Биндюжник и Король» большую главу в своей книге.

В 1984 году Петр Ефимович Тодоровский рекомендовал Владимира Аленикова к поступлению в Союз кинематографистов.

«И мне рассказали, – поделился юбиляр, – что в те дни Тодоровский заболел, но с температурой приехал на приемную комиссию и дал мне хорошую характеристику».

Поздравить Владимира Аленикова пришел и заслуженный учитель России, академик Евгений Ямбург. Он рассказал, что, когда фильмы про Петрова и Васечкина лежали на полке, ему пришлось писать письмо в их поддержку от имени общественности. По его словам, в то время, в этих фильмах видели «идеологические искривления». Евгений Ямбург рассказал и еще одну реальную историю, которая произошла, когда Алеников снимал картину «Биндюжник и Король» по Исааку Бабелю: «Его вызвал руководитель Одесской киностудии и спрашивает: “Кто герои Бабеля?” – “Евреи”. – “А где они живут?»”– “На Молдованке”. – “Так пусть они будут молдаване, тогда будем снимать этот фильм”».

Гости Дома кино увидели нарезку фрагментов фильмов и спектаклей, которые юбиляру удалось снять и поставить за последние 5 лет.

Владимир Алеников представил свой новый фильм «Мятежники», который находится сейчас на этапе постпродакшена. По мнению режиссера, эта картина очень важна: «Ты в конец концов приходишь к возрасту, когда понимаешь, что не имеешь права делать что-то проходное, что не представляется для тебя ценным, – отметил Владимир Алеников. – Как и “Небесная команда”, так и этот фильм очень важны. Фильм “Мятежники” – о детях с ограниченными возможностями; о детях, которые почему-то оказываются на обочине жизни, хотя среди них есть совершенно фантастические личности, замечательные люди. Я много с ними общался, пока писал книгу. Одновременно с фильмом в октябре выходит и книга с этим же названием. В основе фильма – реальная история. В одном из регионов России, в небольшом городе, местный бизнесмен решил снести интернат для детей-инвалидов, потому что ему понравилось место. Он захотел построить там торговый центр, а детей раскидать по всей стране, но дети запротестовали и отстояли свой дом».

Режиссер представил зрителям народную артистку России Ольгу Волкову, сыгравшую главную роль в фильме «Мятежники» – роль директора интерната.

Актриса поделилась своими впечатлениями о съемках картины: «Очень много лет я работаю в кино, и сыграла большое количество эпизодов. Признаюсь, что эта роль стала для меня целым испытанием, потому что я лично встретилась с директором того самого дома-интерната. Именно она создала атмосферу дома для своих подопечных». По словам Ольги Волковой, режиссерская удача заключается в выборе актеров и умении работать с детьми: «Владимир Алеников не был сентиментален и слащав. Он был строг, взыскателен и мягок. Дети его обожали. Он создал удивительную команду, которая существовала в одном ритме, в понимании друг друга. Сам режиссер мог так рявкнуть, что все приседали, но в то же время сохранялась атмосфера абсолютного доверия, диалога с актерами по поводу материала… В общем, настоящий подарок».

Юбиляр также рассказал о своем театральном проекте — театре ÀNTE, который был создан 3 года назад. К этому решению режиссера подтолкнула встреча с солисткой театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ксенией Муслановой.

«Мы выяснили, что мечтаем о своем театре, – рассказал Владимир Алеников. – Она мечтала о театре необычном, музыкальном. Вот такая была судьбоносная встреча, потому что мы этот театр действительно создали. Уникальность его в том, что в каждом нашем спектакле мы соединяем оперу и драму. Кроме Ксении у нас работают еще ряд замечательных солистов из Большого театра, из театра им. Наталии Сац и очень талантливые драматические актеры. За эти три сезона мы прошли огромный путь».

Кинорежиссер представил зрителям новый спектакль «Смертельный джаз». Он отметил, что в основе спектаклей театра ÀNTE — небольшие произведения. Например, в этот раз была выбрана пьеса Вильяма Сарояна «Эй, кто-нибудь!». В ÀNTE впервые поставили джазовый спектакль, где на сцене играет живой джаз-бэнд.

В завершение вечера гостям Дома кино был представлен премьерный показ спектакля.

Фото: Студенты Института кино и телевидения (ГИТР)