Уже завтра – 15 марта – в Суздале стартует XXII Открытый российский фестиваль анимационного кино. ОРФАК, как всегда, приготовил не только наиболее полный смотр всей произведенной в стране анимации – авторской, сериальной, прикладной, полнометражной, но и обширную (а главное – актуальную) деловую программу. О предстоящем фестивале, мероприятиях Конгресса и тенденциях российской анимации в беседе с директором ОРФАКа Александром Герасимовым.
В этом году в программе фестиваля много полнометражных фильмов. Притом, что два года назад конкурса по полнометражному анимационному кино не было вообще (прислано было всего две-три заявки). В прошлом году – в конкурс вошло шесть, а в этом – уже восемь картин!
Александр Герасимов: «Безусловно, это тенденция. Сейчас стало сниматься больше полнометражных анимационных картин. Причем на этом рынке присутствуют не только традиционные производители анимации – «Мельница» (в программе – «Три богатыря и Морской царь», «Синдбад. Пираты семи штормов» (СТВ)), Wizart («Волки и овцы: бееезумное превращение»), «Смешарики» (Студия компьютерной графики и анимации «Петербург» представит свой фильм «Смешарики. Легенда о золотом драконе»), но в него входят и студии, которые раньше анимацией не занимались, или совсем новые продакшны.
Видимо, с точки зрения производителей, анимация – наименее рисковая область полнометражного производства. Бытует мнение, что у мультфильма больше шансов собрать нормальный бокс-офис. А также возможность выйти на международную арену – как это произошло, например, с фильмами «Снежная королева» или «Белка и Стрелка». Конечно, у нас еще не такая индустрия, как в Китае и США, но она неуклонно растет».
Интересно, что с увеличением количества полнометражных картин одновременно сократились остальные конкурсные программы – в том числе и по хронометражу, что организаторы объясняют стремлением создателей к сокращению производственных затрат.
Так, дебюты представлены 11 фильмами. В прикладной анимации – 16 работ. Студенческих фильмов в конкурсе – 27, а дипломных работ из них – 14. В конкурсе сериалов будут показано 19 сюжетов. На 10 фильмов, по сравнению с прошлогодним конкурсом, уменьшилось количество короткометражных фильмов – их в программе 23.
А.Г.: «В категории «Студенческие фильмы» количество заявок было примерно такое же, как и в прошлом году. Но, видимо, селекционная комиссия больший их процент перенесла во внеконкурсную программу. На решение селекционной комиссии дирекция фестиваля не влияет, однако мы всегда мягко ориентируемся на более жесткий отбор, так как с каждым годом заявок приходит все больше. Но и внеконкурсные картины также присутствуют в каталоге, их показывают на большом экране, они также принимают участие в рейтинге – так что их создатели практически ничего не теряют.
Дебютов в этом году действительно мало. Так как они производятся не в рамках учебного процесса, а запускаются на студиях и практически всегда идут с господдержкой, а сейчас Минкультуры выделяет на минуту дебютного фильма меньше средств, чем на картины уже состоявшихся авторов. И студиям дебюты не особо выгодны экономически – себестоимость производства, как правило, не меньше, хлопот больше, а денег меньше.
То же касается авторской короткометражной анимации – за последние пять лет объем выделяемых государством средств не увеличился, а инфляция на месте не стоит.
Кроме того, сокращение общего хронометража произошло по объективным причинам: Например, немало фильмов – это «союзмультфильмовские» короткометражки из сборника «Карусель», которые сами по себе недлинные. Еще есть фильмы мастерской Михаила Алдашина, длительностью 1-2 минуты.
А сериалов меньше только по отношению к прошлому году – в целом их производство в стране неуклонно растет».
В этой связи, пожалуй, самой интересной, насыщенной стала в прошлом году деловая панель (проведенная совместно с СТС) «Чего хотят телеканалы?» – чуть ли не первый в истории индустрии открытый диалог между представителями ведущих телеканалов и производителями сериальной продукции. Основная тема встречи звучала следующим образом: «Российские анимационные сериалы – первые 13 лет развития индустрии» (среди обсуждаемых вопросов: какие темы сериалов интересны? что является главным критерием выбора? как и когда правильно презентовать новые проекты?). Присутствовали топ-представители ТВ-каналов: «Карусель», «Мульт», «Первый ТВЧ» («Рыжий»), «Мультимания», «СТС», «Nickelodeon», «2х2», «Disney», «Детский».
В этом году логическим продолжением диалога, начатого между представителями ведущих телеканалов и производителями сериальной продукции на прошлогодней фестивальной площадке, станет ТВ-питчинг.
А.Г.: «Действительно, панель обещает стать одним из самых ярких мероприятий фестиваля. Съедутся топ-менеджеры телевизионных и интернет-каналов. Этот сегмент стремительно развивается, и поскольку наш фестиваль старается быть в тренде и поддерживать актуальные веяния индустрии, то мы не могли не продолжить этот диалог. Причем в следующем году, скорее всего, в нем будут участвовать еще и представители цифровых платформ, которые также начинают создавать собственные мультсериалы. Эта тенденция радует меня не только как продюсера, но и как человека, который уже более двадцати пяти лет в анимации и ратует за создание и развитие этой индустрии. Во всем мире это нормальная практика – когда сами каналы вкладываются в производство контента.
Идея ТВ-питчинга родилась на прошлогодней панели, когда телевизионщики и производители анимации, по сути, встретились впервые (ранее они существовали словно в параллельных мирах). Всем так понравился этот насыщенный, информативный диалог, каналы так четко и внятно объясняли свои задачи и по существу отвечали на вопросы, какие форматы их интересуют, по каким критериям они их отбирают, что сразу стала понятна необходимость продолжения. Логичным продолжением дискуссии стал ТВ-питчинг».
На рассмотрение селекционной комиссии питчинга от студий и независимых авторов было подано 47 проектов. Их очную защиту оценят топ-менеджеры ТВ-каналов «Карусель», «Мульт», «Первый ТВЧ» («Рыжий»), «Мультимания», «СТС», «Nickelodeon», «Disney» и др.
Если на ТВ-питчинге будут рассматриваться уже готовые сериальные проекты, создатели которых ожидают, как минимум, заинтересованности каналов, а как максимум – реализации суперкоммерческого потенциала вкупе с мерчендайзингом, то на «Ярмарке сценариев» (снова организованной в рамках многолетнего сотрудничества Фестиваля и Фонда Социально-Экономических и Интеллектуальных программ (СЭИП)) пройдут презентации литературных произведений детских писателей режиссерам и кинопродюсерам анимационных студий. Здесь уже не будет ограничений в жанрах и форматах.
Тематика Фестиваля-2017 – «Как по нотам» (а фестивальные темы находят отражение в оформлении, обыгрываются на церемониях открытия и закрытия, а также становятся лейтмотивом официальной заставки фестиваля).
А.Г.: «Многие думают, что речь идет о музыке. Но мы специально не уточняем. Так как выражение «как по нотам» означает четко выполненную работу, профессионально сделанное что-то. Поскольку наш фестиваль – профессиональный форум, то для нас прежде всего этот девиз означает профессионализм в работе – профессиональный отбор, обсуждение, судейство».
Подготовила Наталия Егорова
Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!