Кураторская программа из 8 тщательно отобранных фильмов, снятых в Гонконге за последние 20 лет, будет демонстрироваться в кинотеатре «Формула кино Горизонт» с 5 по 10 сентября. Проведение фестиваля приурочено к празднованию 20-летия образования Специального административного района Гонконг.
Программу фестиваля откроют режиссер Пан Хочун и продюсер Суби Лян, которые представят свою совместную картину «Любовь без подготовки», третью часть популярной романтической комедии с участием звезд кино Гонконгка Мириам Юн и Шона Юэ. На закрытии будет показана восстановленная копия знаменитой картины Фрут Чана «Сделано в Гонконге», снятой 20 лет назад и рассказывающей о жизни молодых людей из низов Гонконга.
В программу фестиваля вошли фильмы широкого жанрового диапазона, снятые такими всемирно признанными мастерами, как Джонни То, Цуй Харк и Энн Хуэй; и более молодыми режиссерами, проявившими себя за последние двадцать лет – Эндрю Лау, Пан Хочун и Алан Мак.
Помимо Гонконга и Москвы, приуроченная к 20-летию Гонконга программа гонконгского кино будет демонстрироваться еще в девяти городах мира – Берлине, Торонто, Париже, Ванкувере, Сеуле, Манчестере, Лондоне, Праге и Удине.
Веллингтон Фун, заместитель директора компании Create Hong Kong и генеральный секретарь совета по развитию кинематографа Гонконга:
«За годы развития кинематографа в Гонконге наши авторы продемонстрировали свое умение работать в разных жанрах и адаптироваться к меняющимся трендам, технологиям и требованиям рынка. Сегодня наши авторы успешно снимают и коммерческие фильмы для огромного рынка материкового Китая, и более личные работы для рынка авторского кино в Гонконге и за рубежом. Мы гордимся тем, с каким мастерством они принимают вызов времени и меняющихся условий рынка и у себя в стране, и за рубежом».
Наталья Гончарова, менеджер проекта от арт-объединения CoolConnections:
«Кино Гонконга славится своим уникальным взглядом. Наш фестиваль – отличная возможность познакомиться с киноискусством Гонконга и проследить его путь из прошлого в будущее».
Мелисса То, генеральный директор экономического торгового офиса Гонконга в Лондоне:
«Кинофестиваль в Москве – лишь часть нашей обширной программы празднования 20-летнего юбилея образования Специального административного района Гонконг. Эти двадцать лет наша киноиндустрия продолжала развиваться и делать успехи, и наш фестиваль это продемонстрирует. Гонконг – важнейший азиатский центр не только торговли и бизнеса, но и культуры тоже. Жители Гонконга – люди творческие и изобретательные, и их стараниями мы можем гордиться одной из самых крупных и динамично развивающихся киноиндустрий мира. Фильмы фестиваля также позволят зрителям взглянуть на жизнь в Гонконге с разных сторон».
Джерри Лиу, директор Create Hong Kong:
«Прошло 20 лет с того дня, как был основан Специальный административный район Гонконг, и в этот юбилейный год правительство Гонконга с особой радостью представляет программу гонконгского кино, которая будет показана в Европе, Америке, Южной Корее, Китае и Гонконге. Для нас это самый подходящий момент оглянуться назад и задуматься о сделанном.
Момент действительно подходящий еще и потому, что за последние 20 лет гонконгское кино претерпело ряд серьёзных изменений. Поменялось все: технологии, локальный рынок, аудитория, наконец; появилось новое поколение и зрителей, и авторов, буквально выросших вместе с кино, не только зарубежным, но гонконгским. Под влиянием этих менявшихся факторов менялось и само кино – пожалуй, не будет преувеличением сказать, что с 1997 года в гонконгском кинематографе начался самый интенсивный период развития и обновления за всю его историю.
Каким было гонконгское кино до 1997 года? Режиссеры, сделавшие себе имя к тому моменту, прославились редким умением сочетать разнообразие жанров с индивидуальными творческими особенностями таким образом, чтобы на выходе получался уникальный, но коммерческий продукт, понятный зрителям в любой части мира. Развитие кино после 1997 года пошло по пути усиления индивидуальности, укрепления собственного почерка в уже сформированных к этому моменту рамках. Навстречу авторам, сформировавшим свой стиль в 80-е и 90-е, пришло новое поколение совсем молодых режиссеров, готовых пересматривать традиции и менять уже сложившиеся устои на собственный лад. Причем это касалось не только Гонконга, но и материкового Китая.
Иначе говоря, гонконгское кино образца 2017 года делается руками сразу двух поколений режиссеров и кинематографистов, взаимно влияющих друг на друга. Именно их работы мы рады предложить публике в рамках нашей программы Creative Visions. От всей души благодарим наших партнеров в других странах, взявших на себя работу по организации показов, а также Отдел по экономике и торговле Гонконга и Гонконгское международное общество кинофестивалей за огромную помощь в организации показов.
Желаем всем зрителям приятного просмотра».
Расписание:
5 сентября, вторник
19:30 – ЛЮБОВЬ БЕЗ ПОДГОТОВКИ
Q&A: режиссер Пан Хочун и продюсер Суби Лян
Третья серия всенародно любимой в Гонконге франшизы, начатой фильмом «Любовь в затяжке». Джимми и Чери вместе уже семь лет, успели пожить в Пекине (во второй серии) и вот теперь вернулись обратно в Гонконг, где их отношения подвергаются новым испытаниям. Чери кажется, что Джимми недостаточно серьезен, к тому же она на четыре года старше его и это только усугубляет ее неуверенность в себе. Все совсем запутывается, когда в жизнь героев вторгаются отец Чери со своей до неприличия юной подругой и сексуальная родственница Джимми Флора, приехавшая из Торонто…
Если в фильме, который по всем признакам является романтической комедией, вдруг на экране возникают зубастые мохнатые монстры, летающие тарелки и зеленые человечки – можно не сомневаться, что это гонконгская романтическая комедия. Фирменный абсурдистский юмор режиссера и сценариста Пан Хочуна, окончательно превратившегося в культовую фигуру гонконгского кино, достигает здесь новых высот и временами начинает выглядеть как самоцель. Дело спасают отличные актерские работы Шона Юэ и Мириам Юн, которые за семь лет, кажется, так свыклись со своими персонажами, что уже понимают их лучше, чем сам режиссер.
6 сентября, среда
20:30 – ЛЮБОВЬ В ЗАТЯЖКЕ
Q&A: режиссер Пан Хочун и продюсер Суби Лян
В 2007 году правительство Гонконга озаботилось здоровым образом жизни горожан и запретило курение в офисах, ресторанах и других общественных местах. Данное событие стало отправной точкой этой романтической комедии, герои которой знакомятся и влюбляются исключительно благодаря курению. Рекламщик Джимми (Шон Юэ) и работница косметического салона Чери (Мириам Юн) могли никогда не встретиться, если бы не необходимость выбираться из своих офисов в укромное место, чтобы выкурить пару сигарет. В закоулке рядом с мусорными баками уже сложилось нечто вроде постоянного общества курильщиков, в обеденный перерыв рассказывающих друг другу анекдоты и страшные истории, делящихся любовными переживаниями и вообще треплющимися «за жизнь»…
Эта романтическая комедия обрела культовый статус в Гонконге, благодаря тому, что ее режиссер и сценарист Пан Хочун, в прошлом – журналист, сумел точно ухватить и передать на экране поэзию повседневной жизни Гонконга. Его персонажи не совершают ничего из ряда вон выходящего: встречаются и расстаются, гуляют по улицам, делают покупки, травят байки, – однако за всем этим встает образ несколько суматошного, но в целом очень симпатичного городского пространства. В Гонконге совсем нет холодности и отчужденности, которые принято приписывать мегаполисам; это теплый и уютный город, населенный добродушными и приветливыми людьми. Те, кто бывал там, сразу узнают в этой картине характерные типажи и манеру общаться гонконгцев. Ну, а все остальные смогут воспринимать фильм просто как романтическую комедию с отличными актерскими работами. Но для активистов борьбы с курением «Любовь в затяжке» может стать серьезным испытанием, поскольку количество выкуренных на экране сигарет явно превышает все нормы Минздрава. Успех этой картины предопределил выход двух продолжений с теми же героями, одно из которых тоже присутствует в программе нынешнего фестиваля.
7 сентября, четверг
19:30 – ПРОСТАЯ ЖИЗНЬ
Тао (Дини Ип) была служанкой в семье кинопродюсера Роджера (Энди Лау) на протяжении 60 лет, со дня, когда ей исполнилось тринадцать. Для Роджера она стала фактически второй матерью, учитывая, что свою настоящую мать ему доводилось видеть нечасто. Но сейчас А-Тао уже стара, перенесла сердечный приступ и больше не может работать. Теперь Роджеру предстоит позаботиться о ней так же, как она заботилась о нем всю свою жизнь.
Наверное, один из самых трогательных фильмов, снятых в Гонконге за последние годы. Режиссер и продюсер Энн Хуэй за свою почти сорокалетнюю карьеру снимала фильмы почти во всех жанрах, но лучше всего ей удаются семейные психологические драмы – и это как раз одна из них. Взаимоотношения Роджера и Тао, понимающих друг друга с полуслова, исполнены подлинной человечности и теплоты, даже несмотря на то, что герои никогда об этом не говорят вслух. Этот картина так же проста по стилю, как жизнь ее героини, однако она заставит многих зрителей прослезиться. А для поклонников гонконгского кино здесь есть дополнительный «деликатес»: поскольку герой работает в кинобизнесе, на экране появляются многие знаменитые кинематографисты, играющие сами себя – в частности, Цуй Харк, Саммо Хун и легендарный продюсер Реймонд Чоу.
8 сентября, пятница
19:30 – ОФИС
Только гонконгскому режиссеру в наши дни может прийти в голову идея снять мюзикл про будни офисных работников. Деловые сделки в этом фильме обсуждаются в вокальных дуэтах, топ-менеджеры делают дежурные пакости друг другу в ритме танго, а главный герой Дэвид, хоть и обкрадывает свою компанию, зато поет исключительно хорошо – даром что его играет поп-идол Изон Чан, многократно признававшийся лучшим певцом года в Гонконге и на Тайване. События фильма показаны глазами новичка Ли Сяна (Ван Цзыи), работающего на испытательном сроке и познающего нравы большого бизнеса.
Киноманы наверняка вспомнят в связи с этой картиной классический голливудский мюзикл на похожую тему «Как преуспеть в бизнесе, ничего не делая», который режиссер и продюсер Джонни То явно видел. Однако его фильм скорее про то, как провалиться в бизнесе, делая слишком много. Основанный на пьесе актрисы и режиссера Сильвии Чан (которая также сыграла здесь одну из главных ролей), «Офис» представляет собой злую сатиру на китайское «экономическое чудо», породившее оголтелый материализм и сделавшее добывание денег единственной жизненной целью многих людей.
Джонни То – ветеран гонконгского кино, которого на родине нередко называют «хамелеоном» за способность с равным успехом переходить от одного жанра к другому, от жестких криминальных драм до сентиментальных комедий для среднего класса. Однако даже для него обращение к мюзиклу – жанру, некогда очень популярному в Гонконге, но уже давно вышедшему из моды – стало неожиданностью. «Офис» не открыл новых горизонтов жанра, однако имел успех у критиков, не в последнюю очередь благодаря эффектной работе художников, создавших сюрреалистические офисные декорации.
9 сентября, суббота
17:00 – РАЗБОРКИ В СТИЛЕ КУНГ-ФУ
Действие фильма разворачивается в Шанхае 30-х годов. Главный герой Син (Стивен Чоу) – неудачник, мечтающий о славе великого мастера кунг-фу, пытается стать членом Банды смертоносных топоров: многочисленной и хорошо организованной преступной организации, которая неофициально правит городом. Тем временем, сама банда вступает в противостояние с обитателями большого жилого дома, хозяева которого, по случайному совпадению, оказались мастерами боевых искусств. Однако силы явно не равны. Сину придется сделать выбор: встать на сторону сильного или защитить слабых, как положено конфуцианскому «благородному мужу»…
Эта эксцентричная пародия на фильмы о боевых искусствах является результатом сотрудничества сразу двух живых легенд гонконгского кино. Признанный мастер комедий, актер и режиссер Стивен Чоу сегодня носит официальный титул самого кассового кинематографиста Азии, бесперебойно выпуская один хит за другим. Началась эта триумфальная серия хитов с картины «Шаолиньский футбол», а наивысшего успеха достигла в прошлом году с фильмом «Русалка», собравшим в китайском и мировом прокате более $550 млн. За экшен же в этой картине отвечал опытнейший экшен-хореограф и режиссер Юань Хэпин, ранее поставивший боевые сцены в таких интернациональных хитах, как «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», трилогия «Матрица» и «Убить Билла». Их совместными усилиями на свет родилась картина, которую с равным основанием можно назвать как бредовой, так и гениальной – одним словом, настоящее гонконгское кино. Сборы в мировом прокате превысили $100 млн.
19:30 – ДВОЙНАЯ РОКИРОВКА
Полицейский триллер, рассказывающий о противостоянии двух осведомителей – внедренного в мафию полицейского агента Чан Винъяна (Тони Люн Чу Вай) и члена триад Лау Киньмина (Энди Лау), занявшего высокий пост в полиции. Оба они – чужие среди своих, и оба испытывают серьезные психологические проблемы из-за необходимости на протяжении многих лет вести двойную жизнь. Но их положение становится еще более запутанным, когда и мафиозный босс, и полицейское начальство одновременно понимают, что в их рядах находится «крот». Чан и Лау получают задание найти этого «крота», то есть, вычислить друг друга.
Никогда раньше полицейский фильм в Гонконге не снимался по столь тщательно продуманному и психологически убедительному сценарию (авторы – Алан Мак и Феликс Чан). Не менее изобретательно визуальное решение картины, демонстрирующее сюрреалистический ночной Гонконг, где стекло и металл гигантских зданий тонут в кобальтово-синем небе, а ослепительное сияние неоновых огней лишь подчеркивает глубокие, мрачные провалы неосвещенных маленьких улиц и переулков. Нуаровский контраст света и тьмы дополняется стоической сдержанностью и безупречным чувством стиля двух главных героев, придающими современной детективной истории трагическое звучание древнего эпоса. «Двойная рокировка» стала одним из самых кассовых иностранных фильмов в истории американского проката, собрав почти $170 млн. Уже в 2006 году Мартин Скорсезе сделал голливудский ремейк этой картины под названием «Отступники» с Леонардо ДиКаприо и Мэттом Деймоном в главных ролях. Ремейки также были сняты в Южной Корее и в Индии.
10 сентября, воскресенье
13:00 – МОЛОДОЙ ДЕТЕКТИВ ДИ: ВОССТАНИЕ МОРСКОГО ДРАКОНА
Приквел фэнтези «Детектив Ди и тайна призрачного огня», повествующий о молодых годах судьи Ди – культового персонажа китайской истории, книги о котором сочинялись в Китае еще с XVIII столетия (российским любителям детективов этот герой известен по циклу романов Роберта ван Гулика). Зеленое чудо-юдо пытается похитить прекрасную куртизанку Инь Жуйцзы (которую играет гонконгская актриса и фотомодель со сногсшибательным именем Анджелабейби); весь императорский двор отравлен неизвестными злоумышленниками, причем противоядием может служить только моча евнухов – и ее приходится пить всем, включая императора; ну а кульминацией выступает сцена, в которой заглавный герой (тайваньский актер Марк Чао) бодро скачет на коне по морю, а за ним вприпрыжку несется гигантское, клацающее зубами чудище…
Режиссер, продюсер, сценарист и актер Цуй Харк – живой классик гонконгского кино. Именно он еще в 80-е годы прошлого века формировал его эклектичный и зрелищный стиль. Его невероятная энергия, деловое чутье и буйная фантазия стали причиной появления таких знаменитых хитов, как «Блюз пекинской оперы», «Светлое будущее», «История китайского призрака», «Однажды в Китае» и многих других. Фильмы Цуй Харка представляют собой нечто вроде кинематографического аналога американских горок: они сняты во всех жанрах одновременно и зрители не могут даже предполагать, что случится за следующим сюжетным поворотом. «Молодой детектив Ди: Восстание морского дракона» – это настоящая фантасмагория, поток поражающих воображение визуальных аттракционов, довольно слабо связанных между собой сюжетной линией, а Цуй Харк, возможно, единственный режиссер, проблемой которого является не недостаток, а переизбыток идей. Сегодня он больше ориентирован на кинопрокат материкового Китая и уже занял в тамошней киноиндустрии примерно такое же место, какое раньше занимал в Гонконге, так что солидный американский журнал Film Comment даже назвал его «самым влиятельным китайским режиссером современности».
17:30 – СДЕЛАНО В ГОНКОНГЕ
Мун (Сэм Ли) – парень из бедного района, не закончивший даже школу и подрабатывающий у местного мафиозного босса, выполняя мелкие поручения. Его лишенное цели и смысла существование меняется после встречи с тяжело больной девушкой Пин (Нейки Им), нуждающейся в деньгах для срочной операции. Чтобы достать деньги, Мун решает совершить заказное убийство…
Снятая за смехотворные 60 тысяч долларов, с непрофессиональными актерами (Сэм Ли, впрочем, стал кинозвездой с тех пор) и на кусках пленки, оставшихся после съемок других фильмов, эта лента произвела настоящий фурор в Гонконге и в мире, положив начало карьере знаменитого ныне режиссера Фрута Чана. Беспросветно мрачный и пессимистический взгляд постановщика рисует Гонконг деградирующим обществом без будущего и проводит недвусмысленную политическую аллюзию с присоединением к Китаю, состоявшимся в год выхода фильма. Несмотря на низкое производственное качество, Чан сумел реализовать в этой картине дерзкие и радикальные художественные идеи, благодаря чему многие кадры в ней выглядят как сюрреалистические картины, а атмосфера каменных джунглей большого города передается не хуже, чем в классических фильмах-нуар. В нынешнем году «Сделано в Гонконге» был отреставрирован, выпущен на экраны вновь и пользовался не меньшим успехом, чем двадцать лет назад в момент своей премьеры.
Вход на все показы фестиваля бесплатный, регистрация на сайте www.coolconnections.ru
Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!