В Иркутском отделении представили фильмы «Русский Морган» и «Шарнохой — желтый пес»


Традиционные творческие отчеты начались в Иркутском областном отделении «Союза кинематографистов РФ». В конце года кинематографисты представляют свои новые киноработы для профессионального обсуждения в формате творческих конференций. Рассказывает Ольга Бельская.

Первыми перед коллегами отчитались недавно вступившие в союз режиссеры Анастасия Зверькова и Баир Дышенов. Анастасия представила документальный фильм «Русский Морган» об иркутском купце Второве. Уникальный материал, который «оживили» кинодокументалисты, рассказывает об одном из самых богатых людей Российской империи и открывает для многих неизвестную страницу истории, прославившей губернский город Иркутск на стыке 19 и 20 века.

Баир Дышенов показал игровую картину «Шарнохой — желтый пес», снятую в Республике Бурятия с участием иркутских кинооператоров Глеба Степанова и Вячеслава Столярова. Картина рассказывает о судьбе, которую мы унаследуем от своих предков. Молодой человек – наш современник из рода, проклятого из-за убийства шамана во времена большого террора, сам того не ведая, обрекает на смерть молодую жену и еще неродившегося ребенка. Только взгляд в прошлое и обряд очищения помогает спасти близких ему людей.

Оба режиссера получили «обратную связь» от коллег, отметивших как достоинства, так и недостатки киноработ. Такие профессиональные обсуждения возвращают дух студийности, помогают получать непредвзятые оценки со стороны коллег и совершенствовать мастерство.

Документальный фильм «Русский Морган» был представлен на недавно прошедшей творческой конференции Иркутского областного отделения «Союза кинематографистов России». Режиссёр фильма, член Союза кинематографистов РФ, выпускница ВКСР — Анастасия Зверькова рассказала нам об идее фильма и особенностях съёмки этого проекта. Интервью берут Екатерина Говорина и Юлианна Алексеева, студентки-журналистки ИРНИТУ.

 Расскажите, как родилась идея этого исторического проекта? Почему из множества различных тем вы выбрали именно эту?

— Нам показалось, что тема русского предпринимательства содержит в себе закоренелый конфликт, свидетелями которого мы до сих пор являемся. Предприниматели многое сделали для России: начиная от строительства социальных объектов и заканчивая географическими открытиями. Однако так сложилось, что в народе отношение к «купцам» всегда, по умолчанию, было не доверительным. Вспомнить хотя бы героев Николая Островского.

— Какова фабула фильма? И чем он будет отличается от тех, что уже сняты про русских предпринимателей царской России?

— Фильм рассказывает о том, как всего за полвека семья Второвых из низшего городского сословия стала самой богатой, по версии журнала «Forbes», семьей предпринимателей в России. Но, несмотря на их весомый вклад в образование и науку сейчас о них знают разве что в Электростали – городе, который они основали – и в их родном Иркутске. Поэтому неудивительно, что на этапе сбора информации мы столкнулись с серьезными трудностями: сохранилась всего одна общеизвестная фотография Русского Моргана (так за деловую хватку называли предпринимателя Николая Александровича Второва). Эта проблема заставила нас начать поиски материалов не только в русских, но и европейских киноархивах. И, к своему удивлению и удивлению историков, в объединенном каталоге французских студий «Pathe» и «Gaumont» мы обнаружили уникальные кадры времен Первой мировой войны: Николай Второв позирует перед камерой, сидя в кресле. Я думаю, эта счастливая находка станет одной из отличительных особенностей нашего фильма.

 Нам известно, что ещё в период вашей работы над фильмом, картине удалось стать лучшим документальным проектом Всероссийского Питчинга дебютантов в Екатеринбурге. Расскажите, как вы там оказались?

— Всероссийский питчинг проводился Молодежным центром Союза кинематографистов России и Свердловской киностудией в рамках фестиваля кино и интернет проектов «Человек труда». Мы прошли отборочный тур и получили приглашение представить наш проект в Екатеринбурге.

Судя по списку участников, иркутская делегация была одной из самых больших…

— Это действительно так. В Екатеринбурге иркутское киносообщество представляли пять человек. И было очень приятно, когда коллеги из других городов подмечали нашу, по региональным меркам, многочисленность. Так было и в день питчинга, когда о проекте «Русский Морган» мы рассказывали втроем: продюсер Юрий Яшников, дизайнер, оператор и колорист Андрей Дахневич и я как режиссер и сценарист.

– Как вы оцениваете практическую пользу питчинга?

На мой взгляд, именно в нацеленности на практический результат и состоит главная особенность екатеринбургского фестиваля «Человек труда» с его традиционно насыщенной деловой программой. Что касается питчинга, то он стал для нас стимулом самым педантичным образом проработать проект. Всей командой мы обсуждали не только, что и как нужно снимать, но и то, какова адресная аудитория «Русского Моргана» и каким способом её можно довести до максимального числа зрителей? Мы были очень увлечены и даже в самолете, по пути в Екатеринбург, продолжали мозговой штурм. Таким образом, вместо фестивального фильма, который мы хотели заявить изначально, на питчинге была представлена концепция пилота документального сериала о предпринимателях царской России. Итогом этой работы стал приз «За лучший документальный сценарий», поддержка Свердловской киностудии и компании Canon, а также особо важные для нас практические рекомендации, которые мы услышали от экспертов питчинга.

 — Каковы Ваши дальнейшие планы относительно этого проекта?

Фильм «Русский Морган» был создан при финансовой поддержке Фонда поддержки предпринимательства Иркутской области. Эта помощь позволила нам начать работу над короткометражной версией фильма. В ней  Николай Второв, отвечая на вопросы иностранного издания, от первого лица рассказывает историю происхождения самого большого капитала в России. Почему издание иностранное? Потому что мы, современные люди, по отношению к давно ушедшей эпохе – «иностранцы». И для сценария нам требовался персонаж, который бы имел право на нелепые, с позиции Николая Второва, вопросы. Поэтому мы решили ввести в сценарий образ иностранной журналистки, которая никогда не бывала в Сибири.

— Когда широкая зрительская аудитория сможет увидеть фильм?

— Сейчас продюсер картины Юрий Яшников решает окончательные вопросы с лицензионными правами на иностранную кинохронику, после чего мы будем отправлять заявки с фильмом на фестивали. Наш фильм уже участвовал на Байкальском фестивале регионального кино, который прошел в Иркутске уже в четвертый раз при поддержке Фонда президентских грантов. Мы будем рады, если другие российские и международные фестивали тоже обратят внимание на эту работу. По окончанию фестивальной истории, фильм появится на телевидении и в интернете.

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!