4 сентября в рамках бизнес-программы 78-ого Венецианского международного кинофестиваля – Venice Production Bridge – состоялась панельная дискуссия Focus on Russia при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры Италии, РОСКИНО, Национальной ассоциации в области кинопромышленности и смежных индустрий ANICA и Istituto Luce Cinecittà. Главными темами стали копродукционные стратегии и инвестиции между Россией и Италией, а также перспективы российского кинорынка с точки зрения международного сотрудничества.
Модераторами выступили генеральный директор РОСКИНО Евгения Маркова и глава международного департамента ANICA и координатор аудиовизуального бюро ITA Роберто Стабиле.
Представители итальянской стороны отметили, что у России и Италии много точек соприкосновения и есть немалый опыт совместного кинопроизводства (от первых коллабораций советского периода – «Красная палатка» Михала Колатозова, «Ностальгия» Андрея Тарковского, «Очи черные» Никиты Михалкова – до современных копродукционных масштабных проектов, таких как «Грех» Андрея Кончаловского). Вместе с тем, географическая удаленность, отсутствие системного диалога, определенная закрытость российского рынка не позволяли в полной мере реализовать потенциал сотрудничества в сфере копродукции. Сейчас ситуация меняется: представители итальянской индустрии видят как открытость к партнерству российских коллег-продюсеров, так и значительные меры господдержки копродукции в России. Важным фактором также является возросшая конкурентоспособность российской индустрии контента на мировом рынке, популярность российских проектов как на мировых VOD-платформах, так и на крупнейших международных кинофестивалях.
Готовность итальянских кинодеятелей к совместному производству с международными партнерами подкреплена и новыми мерами итальянского правительства по поддержке киноиндустрии. Так, по словам главы отдела кино Главного управления по кинематографии Министерства культуры Марии Джузеппины Трокколи, в 2021 году на поддержку индустрии в 2021 году выделено почти 700 млн евро. Налоговые льготы, временно увеличенные в период пандемии с 30 до 40%, теперь официально закреплены на этом уровне. Работает и поддержка миноритарной копродукции – в этом году на эти цели выделено 5 млн евро. Все эти меры являются важным стимулом для итальянских продюсеров увеличивать количество проектов, в том числе, и копродукционных.
Говоря о том, какие истории и форматы могли бы стать основой российско-итальянских совместных кинопроектов, глава отдела драматического жанра телерадиокомпании RAI Мария Пиа Аммирати отметила, что если говорить о форматах, безусловно, интересна копродукция сериалов, поскольку Россия сегодня очень интересна как сериальный производитель. «Я недавно посмотрела сериал «Троцкий», права на который приобрел Netflix – это очень захватывающий исторический контент, основанный на реальных событиях, – поделилась впечатлениями Мария Пиа Аммирати. – «Нам интересны такие истории, но нам также нужны и современные универсальные сюжеты, близкие зрителю в любой стране мира».
Генеральный директор Istituto Luce Cinecittà Никола Макканико отметил, что «сейчас все ищут новый контент, и мы должны производить продукт, который будет путешествовать по разным странам, и диджитальная дистрибуция упрощает этот процесс». Также Никола Макканико подчеркнул, что итальянская сторона заинтересована не только в развитии европейского хаба, куда могла бы быть интегрирована российско-итальянская копродукция, но и в создании глобальной производственной инфраструктуры, доступной как для итальянских, так и для зарубежных продюсеров.
Российские спикеры также выразили намерение максимально способствовать развитию партнерских связей между Россией и Италией.
Директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации Светлана Максимченко: «В 2002 году было заключено соглашение о сотрудничестве в сфере кинематографии между Россией и Италией, в настоящий момент возникают новые совместные инициативы. Наша быстро развивающаяся индустрия готова производить больше контента, включая копродукционные картины. C 2019 года Министерство культуры России поддерживает миноритарную копродукцию, этот год – третий, когда мы реализуем подобную инициативу: в ходе объявленного недавно конкурса мы получили 12 заявок на миноритарную копродукцию, две из них – совместные проекты с Италией. Очень ждем большее количество российско-итальянских проектов в нашем конкурсе в следующий раз и будем рады пригласить талантливых продюсеров в Россию. Вспоминая об истории отношений между Россией и Италией, я думаю, что в скором времени мы сможем увидеть российско-итальянский проект в программе Венецианского кинофестиваля».
Основатель и продюсер компании Forest Film, продюсер кинокомпании СТВ Наталья Дрозд: «Большой проблемой для российского рынка некоторое время назад было отсутствие прозрачности, что существенно снижало возможности копродукции. За последние два-три года ситуация кардинально изменилась. Теперь у кинодеятелей есть целостное видение того, какие копродукционные возможности существуют в России, и я думаю, что Россия стала более опытной в этом вопросе, теперь мы точно готовы к сотрудничеству. Когда я встречаюсь со своими коллегами из Европы, они выражают приятное удивление тем, насколько хорошо развивается киноиндустрия в России. Необходимо грамотно распространять информацию, поэтому мы так счастливы находиться сегодня здесь и обсуждать данную тему. Мне хотелось бы иметь системное видение возможностей, которые предлагает итальянская киноиндустрия. После двух сложных лет для индустрии нам необходимо видеть друг друга, говорить друг с другом лично».
Основатель и генеральный продюсер Metrafilms Артем Васильев затронул тему копродукции в секторе анимации: «Говоря об анимации, необходимо отметить, что пандемия не повлияла на нее так сильно, как на процесс физических съемок при работе над художественным фильмом или сериалом. В этом смысле копродукция в анимации очень перспективна – кроме того, что в процесс вовлекаются несколько стран, сама работа технически намного проще. В настоящий момент мы взаимодействуем по теме копродукции с Польшей, Японией, Ирландией, Канадой. Также обсуждаем копродукцию в отношении не только детской, но и взрослой анимации – этот сектор активно развивается в России. Мы как продюсеры сегодня ощущаем колоссальную поддержку со стороны государства, РОСКИНО, других организаций, продвигающих российский контент на мировой рынок, и с удовольствием готовы делиться этой поддержкой с партнерами».
Генеральный директор РОСКИНО Евгения Маркова: «Сегодня стартовал первый день нашей насыщенной бизнес-программы, инициированной РОСКИНО, – Focus on Russia – совместно с Anica. Это было первым диалогом между нашими представителями индустрий за долгие годы. Я рада, что эта программа организована в тот момент, когда к сотрудничеству с итальянской стороной готовы российские продюсеры, и также государство в лице Министерства культуры РФ инициирует масштабную программу поддержки копродукции. У нас богатая история российско-итальянских взаимоотношений в сфере кинематографа, и надеемся, что это взаимодействие будет способствовать возрождению сотрудничества».
Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!