80-летие Владимира Константиновича Комарова


Окидывая взглядом творческий путь Владимира Константиновича Комарова в год его 80-летия, невольно восхищаешься широтой интересов композитора, глубиной замыслов и молодой активностью в общественной работе.

Об этом композиторе, как о ярком даровании я впервые услышал от Н. Н. Сидельникова, профессора Московской Государственной консерватории, класс композиции которого мы с Владимиром Комаровым заканчивали в разные годы. Вся дальнейшая творческая жизнь Владимира Константиновича убедительно подтверждает эту оценку. Его творческие интересы широки и разнообразны. Нет такого музыкального направления и жанра, где бы он талантливо не проявил себя. Для меня это качество в личности музыканта является наиболее интересным и перспективным.

Владимир Комаров, уже после окончания консерватории (1971 г.)‚ стремительно и успешно ищет себя в новом мире звуков. На современных технологиях и в многомерной полистилистике он создает ряд фундаментальных произведений электроакустической и традиционной академической музыки.

Внимание музыкальной общественности привлекают интенсивные и многогранные творческие открытия композитора. Это масштабные симфонические сочинения, среди которых — «Олимпийская симфония» — ею открывалась культурная программа Олимпиады 80 в Москве; симфонические поэмы «Евпатий Коловрат», «Резонанс»; «Impuls»; Концерт-поэма для виолончели с оркестром (посвящение Мстиславу Ростроповичу); Концерт для кларнета с оркестром.

Последние три года (2017-2019 г.) на Международном фестивале современной музыки «Московская осень» состоялись премьеры совершенно разных сочинений Владимира Комарова для симфонического оркестра: выдающаяся, на мой взгляд, симфония-фантазия с солирующим роялем «Мастер и Маргарита»; «Поэма о вальсе» и двойной концерт для скрипки, кларнета и струнного оркестра «Романтическое танго».

Этот масштабный музыкальный форум представил широкую панораму премьер произведений Владимира Комарова в концертах нашей Ассоциации Электроакустической музыки России. Здесь и знаменитая поэма «Voice of Theremin» («Голос Термена) для терменвокса и компьютерной фонограммы памяти Льва Термена, с которым Владимир Комаров общался в Москве и посетил Америку; электронная симфония «Genesis» (в трех частях) — первый в стране эксперимент крупной формы в этом жанре; электроакустические поэмы «Компьютерный калейдоскоп», «Затмение», «Вечное движение»; «Неизвестность» — из звуков синтезатора АНС с видеорядом, (памяти создателя этого инструмента, Евгения Мурзина); уникальный в своем роде авторский фильм Владимира Комарова с его электроакустической музыкой, съемками и монтажом, поднимающий тему человек-природа-творчество, — «Автопортрет» — в полном смысле этого слова! В программах Ассоциации также привлекла особое внимание слушателей Симфония для синтезатора и ударных инструментов, блестяще исполненная автором с ансамблем Марка Пекарского; а также оригинальная, не имеющая аналогов в композиторской практике, полистилистическая поэма для оркестра русских народных инструментов и компьютера «Свет и тени».

Владимир Комаров является одним из создателей Ассоциации Электроакустической музыки России, ее ярким представителем в нашей стране и за рубежом, членом Международной конфедерации IСЕМ при ЮНЕСКО, призером одного из самых престижных Международных конкурсов электроакустической музыки «Synthese-96» в г. Бурж, (Франция). Владимир Комаров принимает активное участие в зарубежных выступлениях (Куба, Швеция, Голландия, Франция, Германия, Италия и др.). В 1991 году он представлял Советский Союз, как официальный гость, в США на праздновании 100-летия Стэнфордского университета, выступая с новым сочинением в юбилейном концерте «Пионеры электронной музыки», совместно с всемирно известными мастерами.

На «Московской осени» последних лет с неизменным успехом демонстрировались новые компьютерные композиции с видеорядом: «Бумеранг» (2016 г.), «Виртуальная опера» (2017 г.) «Тайны радуги» (2019 г.).

Партитуры Владимира Комарова отдельной строкой вошли в летопись прославленного коллектива — Национального Академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова — это кантата «Хлеб моей Родины», фантазия «Русские кружева», концерт для ударных с оркестром «Праздник в деревне».

Столь самобытно выраженное стремление к синтезу жанров, как мне представляется, привело композитора к сценическому воплощению его идей и интересов в театральной музыке: одноактный балет «Портрет» по мотивам одноименной повести Н.В. Гоголя; оперетта «Свадебная карусель» по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба», (постановка в Саранском музыкальном театре). И, конечно, камерная опера «Притча о поэте» на рубаи Омара Хайяма (либретто В.К. Комарова). Новая концертная версия (2020 г.), по-восточному мудрая и тонкая, готовится к исполнению в Москве.

Яркая, образная, многожанровая палитра В.К. Комарова неизбежно привлекла внимание продюсеров и режиссеров Кино. К настоящему времени им создана музыка более чем к 100 кинофильмам и сериалам. Пользуются любовью миллионов зрителей такие кинофильмы, как «Мужики!»‚ «Барышня-крестьянка», «Сукины Дети», «Любить по-русски»; мультфильмы: «Бобик в гостях у Барбоса», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Бравый инспектор Мамочкин». Из множества телесериалов с его музыкой хочется отметить самые популярные знаменитого режиссерского дуэта Владимира Краснопольского и Валерия Ускова: «Две судьбы 1-4», «Капкан», «Паутина 1-11», «Под небом Вероны», «Сыщики», «На солнечной стороне улицы», «Любовь не картошка». Характерно, что, во всех многосерийных телевизионных фильмах композитор одновременно звукорежиссер — автор записи своей музыки. С 2014 по 2020 год Владимиром Комаровым сочинена и записана музыка к 29 телевизионным художественным фильмам, включая 4-серийные в составе крупных проектов!

Поражает количество и разнообразие достойных произведений и невероятная работоспособность композитора. За семь последних лет — столько ярких музыкальных и кинематографических премьер! Не говоря уже об изданных книгах: «Реальность и мотивы» — 2018 г.‚ «Стихи для здоровья» — 2018 г.‚ «Сказки, басни и …» 2019 г., «Бабушкин графин» – 2020 г. Выдающимся вкладом Владимира Комарова в историю кинематографа можно считать новый огромный труд — антологию «Столетие отечественной киномузыки» (2020 г.).

Творческий путь Владимира Комарова – бесспорный, пример беззаветного служения музыке. Огромный вклад в общественную жизнь Владимир Комаров вносит в качестве президента Гильдии композиторов кино и телевидения Союза кинематографистов России. От лица всех ее членов сердечно поздравляю нашего дорогого юбиляра!

Народный артист России Лауреат Государственных премий Российской Федерации Артемьев Эдуард Николаевич

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!