В Доме кино прошел творческий вечер, посвященный 90-летию Александра Митты


12 мая в Белом зале Центрального Дома кинематографистов прошел творческий вечер «Сказ про то, как Александр Митта кино снимает…» Мероприятие было посвящено 90-летию народного артиста России, кинорежиссера, педагога Александра Митты.

Организаторами вечера выступили Гильдия кинорежиссеров Союза кинематографистов России и Киношкола Александра Митты.

Вечер провела актриса, продюсер, общественный деятель, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, член-корреспондент Российской академии кинематографических наук и искусств Ольга Будина. На протяжении всего вечера Александр Митта был со зрительным залом на видеосвязи.

«Выдающийся кинорежиссер, строгий воспитатель, мастер во множестве жанров, классик российского кино – так говорят о всенародно любимом режиссере советского и российского кино Александре Наумовиче Митте, на фильмах которого выросло не одно поколение зрителей», – подчеркнула Ольга Будина. – Александр Митта – режиссер, сценарист, художник, драматург, теоретик и практик, педагог и невероятный выдумщик. Каждый его фильм становится неожиданностью. И неслучайно юбилей мастера празднуют именно в Белом зале Дома кино. Ведь именно здесь проходили премьеры его фильмов. Здесь он и его друзья, коллеги, единомышленники, известные режиссеры советского кино обсуждали свои работы. Здесь рождались новые замыслы и идеи», – отметила ведущая вечера. Киновед и историк кино Наум Клейман прислал в адрес юбиляра тёплые слова: «Он, как мальчишка с горящими глазами, всегда с невероятным азартом впрыгивал в свое новое творение, которое непременно должно было быть совершенно не таким, как только что с успехом сделанный им фильм. Ему всегда нужно было покорять новые жанры, новые стили, погружаться в новые эпохи и до мельчайших подробностей продумывать самые неожиданные сюжетные идеи. В чем заключается режиссерский почерк Митты? Мое предположение, что это постоянное исследование границ своего таланта. Мне кажется, что я этих границ не нахожу. Он безграничен, его талант…»

В начале вечера гости Дома кино вспомнили детские и юношеские фильмы кинорежиссера: «Друг мой Колька», «Без страха и упрека», «Звонят, откройте дверь». «Это не просто фильмы. Это настоящие воспитатели, – уверена Ольга Будина. – В игровой форме маленьким зрителям рассказывается о дружбе, взаимопомощи, самодисциплине, ответственности и задаются первые жизненные ориентиры». Она напомнила о еще одной картине «Точка, точка, запятая…» по повести Михаила Львовского «Прыжок в высоту», которую сняли на киностудии «Мосфильм» в 1972 году. Премьерный показ состоялся 30 декабря того же года.

О съемках фильма и о работе с Александром Миттой рассказал народный артист России, режиссер, депутат Московской городской Думы, председатель Московской городской организации Союза кинематографистов России Евгений Герасимов, сыгравший одну из главных ролей: «Александр Митта – безумно талантливый человек. Он открыл многих артистов. Например, в новом – героическом  амплуа снял Леонида Филатова в фильме “Экипаж”. Он режиссер, умеющий работать с актерами. Когда снимали фильм “ Точка, точка, запятая…”, была очень холодная зима… Мы ездили на съемки эпизода, когда ребята должны были бегать в эстафете. Что-то не складывалось, и Митта сказал: “Все! Чувствую, не созрел сейчас этот кадр. Завтра!” Приехали на следующий день – сняли сцену моментально. Вот так он чувствовал творческий процесс и людей, с которыми работал…»

Режиссер Вера Токарева, которая тоже работала на съемках фильма «Точка, точка, запятая…», вспомнила, что Митта все время не только занимался картиной, но и следил за тем, что происходило в это время в Москве, где проходили съемки фильма. В 1970 году открылась выставка-аттракцион, которую привезли из-за границы. Александр Наумович тут же решил использовать эту локацию в картине. Для съемок сцены с участием Евгения Герасимова нужна была приоткрытая дверь в зал школы, где юношеский ансамбль репетировал бы что-то музыкальное. Вере Токаревой было дано задание найти такой ансамбль. В итоге она нашла семь коллективов. Александр Митта отобрал три коллектива, из которых выбрал один – и это лишь для небольшого эпизода продолжительностью не более 1,5 минуты!

По словам Ольги Будиной, картина «Затерянный в Сибири» имела большой успех за рубежом и вошла в конкурсные программы многих кинофестивалей. В Великобритании её наградили как лучший фильм на иностранном языке. Фильм официально номинировался на премию «Оскар» и «Золотой глобус», а также вошел в программу Каннского кинофестиваля.

Одну из своих первых ролей в киноленте исполнил рок-музыкант, композитор, актёр Гарик Сукачев, который пришел поздравить юбиляра. Он рассказал, что режиссер прописал для него роль урки. Съемки представляли собой экспедицию, и по этой причине Сукачеву пришлось отменить все концерты, чтобы поехать сниматься. Он не каждый день был в кадре, поэтому подошел к мастеру с просьбой понаблюдать, как тот работает. Александр Митта повернулся к своим работникам и сказал: «Стул еще дайте, пожалуйста». Так Гарик Сукачев каждый день ходил на съемочную площадку, как на работу, и смотрел, как творит Александр Наумович. «Это и были мои первые университеты, – подчеркнул Гарик Сукачев и обратился к юбиляру. – Вы тот единственный человек, который не просто влюбил меня в кино, но и научил работать в кино, научил меня профессии. Вы меня много ругали, когда я приносил Вам свои первые работы. Все, что бы я ни делал в кино, первый человек, которому я это показывал, первый человек, с которым я это обсуждал, был Александр Наумович Митта. Помимо того, что он удивительно тонкий мастер, он еще и человек, который очень серьезно относится к материалу. Александр Наумович не жалеет актеров, иногда говорит довольно резкие вещи, но эти слова заставляют задуматься и либо согласиться с мастером, либо категорически не согласиться. Александр Митта — мой самый главный учитель, человек, который дал мне путевку в кино и научил работать. Встреча с Вами, Александр Наумович, обогатила мою жизнь».

Актёр Московского государственного театра Ленком Марка Захарова Семён Шкаликов, снявшийся в картине «Шагал-Малевич», отметил: «Я благодарен судьбе, что она предоставила мне шанс поработать с Александром Миттой. Хоть и роли гения мне в этой картине не досталось, я очень рад, что познакомился с таким мастером. Я помню репетиции… Не только в кадре, но и в отеле мы кропотливо выверяли с режиссером каждый шаг. Помню и ту свободу, которую Александр Митта мне потом предоставил на съемочной площадке, и его веру в меня…»

Заслуженный артист РСФСР Михаил Жигалов, который снялся в трех фильмах режиссера, подчеркнул: «Судьбу благодарю за то, что она мне подарила встречи и работу с Александром Миттой». Он вспомнил, что за съёмки в фильме «Затерянный в Сибири» актерам платили больше, потому что они должны были один из дублей сделать на английском языке. «Ощущение кинематографистского праздника после съемок этого фильма до сих пор сохранилось, – отметил актер. – На съемках было задействовано большое количество людей, но все работало как часы».

Ольга Будина отметила, что фильм «Граница. Таежный роман» всех артистов в главных ролях сделал знаменитыми, изменил жизни многих из них. Она вспомнила, что пробы проходили в мастерской Александра Наумовича, куда актриса пришла пробоваться на роль Гали, но мастер пригласил ее на главную роль в картине – роль Марины.

«Помимо кинолент Александра Митты, которые будут жить очень долго, также долго будут жить и его рисунки, раскадровки, – уверена ведущая вечера. – Он всегда каждую сцену прорисовывает. И, если ты хочешь узнать, что будет дальше, можно посмотреть в его блокнот и увидеть, как мастер представляет себе следующие сцены. Так можно настроиться, подготовиться. Признаюсь, я такого не встречала ни у одного режиссера». Ольга Будина также предложила издать отдельную книгу с раскадровками Александра Митты.

Заслуженная артистка России Елена Панова, сыгравшая роль Гали в фильме «Граница. Таежный роман», рассказала, что пробы проводились на киностудии «Мосфильм». «Мы снимали два месяца. Для 8 серий это ничтожно мало, но никакой суеты не было. Это была полноценная, счастливая, интересная жизнь. Когда Александру Наумовичу приходили идеи прямо на съемочной площадке, он узнавал, кто из актеров остался, и на ходу придумывал и снимал новые сцены».

Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Алёна Бабенко, снявшаяся в картине Митты «Лебединый рай», обратилась к юбиляру в своем видеосообщении. Она рассказала, что сначала ей совсем не было понятно, какой должна быть ее героиня, но когда она увидела наброски мастера, его раскадровки к фильму, то уловила настроение Александра Митты, и все встало на свои места. По словам Алёны Бабенко,  на   съемочной  площадке Митта всегда проживает каждую секунду, проигрывает каждую сцену. «Я полюбила в Вас это детское состояние души, это ребячество в хорошем смысле слова, которое всегда необходимо актеру, – подчеркнула она. – И я научилась у Вас этому.  Я всегда стараюсь сохранить в себе этого ребенка, которому все интересно и любопытно; который зажигается в секунду и также в секунду плачет. Эти азарт и любовь к жизни очень заразительны».

Заслуженный артист России Валерий Сторожик пришел поздравить юбиляра с сыном Марком. Он показал рисунок режиссера, сделанный им 30 мая 1982 года, после съемок фильма «Сказка странствий», который он с тех пор хранит. По словам актёра, Александр Митта взял его в картину без проб. «Я был счастлив, благодарен за эту картину, за все, – поделился Валерий Сторожик.

Актер театра и кино Вениамин Смехов, сыгравший в киноленте роль уставшего Дон Кихота, отметил необычайное свойство Александра Митты одновременно быть талантливым в руководстве 150-тысячной массовкой или 20 великими актерами и быть удивительно забывчивым в простых бытовых вопросах. «Я прилетел на съемки в промежутке между спектаклями в Театре на Таганке, – вспомнил актер. – Снимали в Ялте, стояла жара. Поселил он меня в свой номер, а сам всю ночь рисовал раскадровки. Наутро мы поехали сниматься. Стояла просто невыносимая жара. Я напомнил Александру Наумовичу, что нужно непременно делать перерыв в съемках, в СССР это принято. Когда все разошлись на перерыв, мы с Андреем Мироновым сели под каким-то платаном. Никто не мог выдержать эту жару… Мы сидели, а перед нами все это время носился Александр Митта и показывал оператору следующие кадры…»

Руководитель Киношколы Александра Митты Геннадий Иванов пригласил на сцену всех выпускников мастера, которые пришли поздравить юбиляра. Геннадий Иванов рассказал, что снимался в фильме «Затерянный в Сибири» в роли врача. Он особо подчеркнул, что Александр Наумович – гениальный педагог, который умеет доносить мысль и глубоко погружаться в каждый сценарий. Также Геннадий Иванов рассказал, что мастер смотрит все фильмы, которые сейчас выходят, стараясь идти в ногу со временем. Он отметил, что ученики мастера получили самые разнообразные награды: «Нику», «Золотого Орла», ТЭФИ и множество других международных наград, включая призы Каннского кинофестиваля и даже премию «Оскар» за спецэффекты к фильму «Аватар».

Еще один из учеников Александра Митты – режиссер, президент Гильдии кинорежиссеров Союза кинематографистов России Николай Лебедев, в своем видеообращении отметил: «Мне нравится, как Александр Митта хулиганит в кино. Мне нравится, как он азартно работает с сюжетами, с историями, с жанрами, смешивает их, создает новые жанровые структуры.  Он абсолютный новатор. Я с детства очень любил его картины, но одна из них абсолютно перевернула мою жизнь. Фильм-эпоха, который произвел невероятное впечатление на миллионы зрителей, который продолжает волновать их и сегодня – это фильм “Экипаж”. Я никогда не забуду эти потрясающие визуальные образы, ярчайший монтаж, этот саспенс, который создавал Митта на экране… Никто, как он, не владеет так жанровым инструментарием. Никто, как он, так смело не относится к языку кино, так смело не меняет его, не переделывает его под себя. В каждой своей картине он искал и находил нечто совершенно новое и в киноязыке, и в человеческих отношениях. Я благодарен за нашу дружбу, которая продолжается без малого 20 лет. Благодарен за поддержку, которую Александр Митта оказал моему “Экипажу”. Именно он решил судьбу этой картины, потому что, если бы Митта сказал: “Нет, я не хочу, чтобы появился фильм, который отсылает к моей картине”, то я бы не взялся за “Экипаж”. Кроме того, я заполучил в картину самого Митту».

Ольга Будина напомнила зрителям, что Александр Митта  снимался в качестве актера во многих фильмах, таких как: «Июльский дождь», «Граница. Таежный роман», «Раскаленная суббота», «Дом солнца», «Экипаж» (Николая Лебедева).

В завершении вечера ведущая заочно вручила юбиляру специальный приз Гильдии кинорежиссеров Союза кинематографистов России «За огромный творческий вклад в отечественный кинематограф».

Фото: студенты Института кино и телевидения (ГИТР)