«Белые Столбы» отметили 80-летие режиссера Юлия Файта


Хотя фестиваль и отказался от традиционной рубрики, чествующей юбилейные даты мастеров кино, Госфильмофонд России все же не смог пройти мимо 80-летия режиссера Юлия Андреевича Файта, показав на фестивале архивного кино «Белые Столбы» сразу три его фильма.

Юлий Файт окончил ВГИК, мастерскую Михаила Ромма в 1960-м году вместе с Андреем Тарковским и Андреем Кончаловским. Дружил и снимал фильмы на сценарии Геннадия Шпаликова. Фестиваль открылся его картиной «Мальчик и девочка», по сценарию Геннадия Шпаликова и отразившей чистоту и любовь своего поколения.

Фильм «Мальчик и девочка» представили режиссер Юлий Андреевич Файт и исполнитель главной мужской роли Николай Петрович Бурляев. История расставила все по своим местам — прошло полвека, а картина, холодно встреченная в свое время критиками, стала одним из символов 60-х годов. Участники фестиваля увидели хорошо отреставрированный фильм, в который вошел и отрывок, вырезанный когда-то режиссером при сдаче материала. По качеству цвета и звука картина смотрится так, словно снята недавно, завораживает удивительная работа с цветом оператора Владимира Чумака. Представляя картину, Юлий Файт признался: «Пока мы дождались этого просмотра, оба стали дедушками. А начинали очень молодо, весело. Не глядя на то, что нас пытались приструнить — и автор Вера Панова, и большое начальство. Мы сделали эту картину. И я рад, что сегодня она переживает свое второе рождение. Хочется выразить огромную благодарность Госфильмофонду за поразительное восстановление, реставрацию картины. Я вдруг увидел то, что видел когда-то, каждый раз получая огромное удовольствие от поразительной игры Николая Бурляева на экране. Этот актер для меня — эталон актерской точности и свежести». Николай Бурляев добавил: «Этот фильм побил все рекорды лежания на полке — ждал своего выхода на экран 25 лет. Участие в нем поссорило меня с Андреем Тарковским, поскольку работа шла параллельно — «Андрей Рублев» и «Мальчик и девочка». Андрей утвердил меня первым, потом Юлий. А они — однокурсники, друзья. Юлий написал Андрею письмо. Ну, как Андрей мог ему отказать? И, конечно, было все упоительно: море, Геленджик, солнце, Наташа Богунова очаровательная, любовь — по фильму, в жизни добрые отношения… Приезжаю загорелый к Андрею Тарковскому — грязь, холод, Суздаль… Андрей меня встречает как преступника, как предателя. Потому что у него было так принято, что все актеры должны быть рядом с ним всегда. И он в принципе прав. А тут вдруг загорелый Коля приезжает… Отчуждение это длилось до тех пор, пока я не упал с обрыва — в холод, в ноябре месяце, был весь изодран в кровь… Вот тогда уже он глядел на меня по-прежнему.

Готовились к премьере «Мальчика и девочки» — по Москве расклеены афиши. И вдруг в день премьеры приказ сверху: запретить фильм. Почему? Потому, что на экране любовь 17-летних мальчика и девочки. Сейчас бы я показывал этот чистый фильм и детям, и внукам. Мои его уже видели. Чтобы они делали выводы, что любовь мальчика и девочки может заканчиваться рождением ребенка. Что нужно быть ответственными. Я люблю Госфильмофонд, как все вы. Это действительно сокровищница, источник живой воды, из которого будут пить поколения, которые придут после нас. Они будут видеть наше прежнее кино».

Далее Николай Петрович говорил о наболевшем — о том, что говорит всегда — по совести, по чести: «Я, возможно, вновь пойду против течения, говоря о том, что не принимаю того, что сейчас происходит в кино. Поэтому и отказываюсь принципиально играть в этом непотребстве уже 23 года. Не разделяю я и эйфории наших чиновников, и министра культуры дорогого, который отчитывается о том, как все потрясающе — нас уже смотрит 18 процентов зрителей, 6 миллиардов рублей мы собрали… На чем? Иван Ильин очень точно охарактеризовал то, что происходит сейчас с нашим кино — «эффектная пустота», «доходный промысел». Вот чем стали заниматься наши режиссеры. А я, глядя на новые фильмы, думаю: «Что, драматурги разучились писать, не понимают законов драматургии?!» Режиссеры, что вы делаете? Вы хотите встроиться в голливудский поток, который вам не догнать? И делать блокбастеры, не понимая значение этого слова? Блокбастеры — сленг английских летчиков второй мировой войны. Так они прозвали бомбу особой разрушающей силы, разносящей целые кварталы: «блок» — квартал, «баст» — разрушить. Вы хотите снимать такие фильмы? Какую Россию мы передадим грядущим поколениям? Где то третье измерение, которым было богато поколение Тарковского, Шукшина, Файта… Третье измерение отсутствует вообще. Сделать деньги — вот что стало сегодня главным в искусстве. Я говорю это осознанно, не боясь выглядеть чужим — здесь, среди своих. Пора задуматься всем, от руководства государства — министра культуры до Фонда кино — какое кино мы делаем, кого мы поддерживаем, какое поколение будет расти, кому мы передадим Россию».

Произнесенное было страстно воспринято залом. Под крики «браво» Бурляев продолжал: «А сейчас я хочу поблагодарить Юлия Файта, моего дорого друга, за те слова, что он здесь произнес. Мне стоило прожить 50 лет после съемок фильма, чтобы услышать от него то, что он мне никогда не говорил. Он нисколько за эти годы не изменился. Я поздравляю всех нас с тем, что мы занимаемся самым главным делом — искусством, формирующим грядущие поколения. Начнем об этом задумываться и будем более ответственны».

После фильма «Мальчик и девочка» Юлия Файт на 10 лет лишили возможности снимать художественные фильмы. Так началась работа в документалистике, впоследствии ставшая для режиссера важной и любимой, не меньше, чем художественные ленты. На фестиваля в рубрике «Студенческие работы» участникам был показан и курсовой научно-популярный фильм Юлия Файта «Маяка с реки Бикин» (1959) — поэтический этюд о жизни малочисленного северного народа — эдэгейцев, получивший Первую премию на Венском фестивале.

Представляя курсовую ленту «Маяка с реки Бикин», Юлий Файт вспоминал: «Студентам мастерской М.И.Ромма на четвертом курсе надо было снять курсовую работу. Я перебрал множество рассказов, но так и не мог ни на одном остановиться. И тут ко мне обратился Владимир Чумак с предложением срежиссировать его операторский диплом. Он был родом из Владивостока и очень любил родные места. Идея Чумака так увлекла меня, что я согласился. Меня привлек и сам материал, и возможность увидеть новые места, другую жизнь — Уссури, Сихотэ-Алинь… Сейчас даже не верится, что я там был. Жил рядом с нашим героем, слышал ночью рык амбы (амурского тигра), присутствовал при камлании шаманов… Яркие впечатления до сих пор живут во мне. Довольно давно возникла идея объединить документальные фильмы 1930-х годов, нашу работу и современную съемку жизни потомков запечатленных героев. Могла бы родиться почти вековая киноистория загадочного народа удэге, живущего на склонах хребта Сихотэ-Алинь, на берегах реки Бикин, притока Уссури — притока Амура. Красивая история. Может, найдутся заинтересованные лица?»

Была показана на фестивале и дипломная работа Юлия Файта «Трамвай в другие города» (1962) — тонкая иронично-поэтическая лента, тоже снятая по сценарию Геннадия Шпаликова. Она о несостоявшемся путешествии двух фантазеров-мальчишек, мечтающий о дальних странах. Ребята почему-то думают, что ночью трамваи уезжают в другие города и решают проверить свою версию, но на их пути возникает бдительный милиционер в тонком, ироничном исполнении Юрия Белова. У этой работы режиссера более счастливая судьба, чем у «Мальчика и девочки» — она увидела зрителя. История рассказана как бы глазами ребенка и оттого в ней столько чистоты. Для работы над дипломом М.И.Ромм определил ученика на «Мосфильм» в только что созданное Объединение писателей и киноработников. Большой серьезной работы у Объединения еще не было и картина дипломника стала первой ласточкой. Вот как вспоминает Юлий Файт те дни: «В роскошном кабинете директора Данильянца писатели рассаживались в мягких креслах, попивали кофе с коньячком и неизменно доброжелательно обсуждали наши со Шпаликовым заявки. Вдохновенно импровизировали, излагая свои решения предложенной темы. И так же неизменно отвергали наши замыслы… Но вот «Трамвай в другие города» пришелся худсовету по вкусу, и они благословили запуск детской двухчастевки в производство. Вышел приказ!

Я шел по Бережковской набережной, напевая что-то вроде «Достиг я высшей власти…» Что может быть выше, чем режиссер-постановщик на «Мосфильме»?!.

В титрах моего диплома — замечательные люди: Геннадий Шпаликов, Михаил Ромм, Борис Чайковский, Юрий Трифонов (он был редактором), По моему недосмотру не попал в титры Олег Ефремов — он произносит текст от автора. Навсегда благодарен этим большим художникам.

Когда «Трамвай в другие города» вышел на экран в составе альманаха, мы со Шпаликовым ночью отправились на Арбат (там был маленький кинотеатр) и украли здоровенную, писанную клеевой краской, афишу. Она долго потом стояла у меня дома за шкафом. Ведь это была наша первая работа, увидевшая зрителя».

А потом были и другие фильмы режиссера, которые хорошо знакомы зрителям: «Марка страны Гонделупы», «Пограничный пес Алый». Работа на киностудиях «Ленфильм», «им. М. Горького», съемки полнометражных и короткометражных художественных фильмов, сюжеты для «Альманаха кинопутешествий» и киножурнала «Ералаш», телевизионные и документальные ленты о музыке и музыкантах. Спектакли «Слоненок» и «Каштанка» во Владимирском театре кукол. Преподавание в Школе Телевидения и Дизайна.

Поздравляем Юлия Андреевича со славным юбилеем! Желаем ему здоровья! Долгих лет и творческих открытий!

Наталья Тендора,

Фото автора

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!