15 марта известный киноактер, ведущий артист МХАТ имени М. Горького, народный артист России, лауреат государственной премии, орденоносец Юрий Васильевич Горобец отмечает свое 85-летие. В этом году у него еще одна важная дата — 65-летие творческое деятельности. Союз кинематографистов присоединяется к поздравлениям и желает юбиляру здоровья, творческих успехов и интересных ролей на сцене и в кино!
Юрий Васильевич Горобец в кино сыграл девяносто ролей. Из самых известных — работы в картинах «Приходите завтра», «Исправленному верить», «Обвиняются в убийстве», «Сыновья уходят в бой», «Время ее сыновей», «Экипаж», «Преферанс по пятницам», сериалы — «Батька», «День за днем», «Хождение по мукам», «Государственная граница», «Полесская хроника» («Люди на болоте»), «МУР есть МУР», «Атаман».
За долгую творческую биографию Юрий Горобец успел сняться у многих прекрасных режиссеров – у Евгения Ташкова, Василия Ордынского, Владимира Краснопольского, Валерия Ускова, Владимира Храмова, Евгения Матвеева, Александра Столпера, Всеволода Шиловского, Александра Митта, Михаила Казакова, Владимира Бортко, Бориса Степанова, Леонида Пчелкина, Евгения Герасимова, Дмитрия Брусникина, Василия Мищенко…
Был у актера и любимый режиссер, работавший на «Беларусьфильме» — Владимир Туров. У него Юрий Горобец снялся в десяти картинах. Надо сказать, что актер плодотворно работал на всех студиях страны, переиграв много самых разных и интересных ролей. Как всякий хороший драматический актер, Юрий Горобец не боялся экспериментировать. В его творческом багаже немало как положительных, так и отрицательных ролей. Представительная внешность давала актеру возможность переиграть огромное количество начальников и чиновников всех мастей, начиная от комиссаров, партработников, председателей колхозов, директоров, прокуроров, судей и кончая генералами, секретарями ЦК, членами Совнаркома, министрами и даже президентом. Немало в этом списке других персонажей – контрреволюционеров, воров, бандитов и фарцовщиков. И в каждой роли Юрий Горобец поразительно убедителен и гармоничен.
Кто бы мог подумать, что в детстве он так заикался, что в школе был вынужден отвечать уроки только письменно на доске. Заикание стало следствием перенесенного страха во время обстрела, под который попал маленький Юра. Его отец, участник финской войны, погиб в Великую Отечественную в Белоруссии, под Могилевом. Юрий Васильевич вспоминает, что объявление о начале войны он услышал 22 июня, когда стоял в очереди за билетом в кино.
Живя в городе Щекино Тульской области, парнишка и не помышлял быть актером. Как многие его сверстники Юра мечтал о небе, занимался в аэроклубе. Надо сказать, что став артистом, Юрий Горобец не раз вспоминал об этом, воплощая на экране пилота, авиаконструктора, директора аэропорта или начальника авиаслужбы.
А тогда, в детстве, захаживая за компанию с другом в драматический коллектив клуба «Шахтер», он просто сидел в зале, с интересом наблюдая за происходящим на сцене. Пока однажды его не попросили подменить заболевшего артиста. Это было на репетиции спектакля чеховской «Ведьмы». Нужно было выйти на сцену и произнести одну-единственную реплику: «Пурга кончилась, пора бы и в путь, барин», взять чемодан и уйти за кулисы. Поддавшись уговорам, Юра вышел на сцену… и неожиданно для себя обнаружил, что о заикании и не вспомнил, ясно и четко произнося слова роли. С этого момента ему стали поручать роли в других спектаклях.
В 1951 году на первом Всесоюзном смотре художественной самодеятельности Юра принимал участие как чтец. В тот момент он должен был идти в армию, получив направление в Академию танковых и милитаризированных войск имени Сталина в Москве. Для зачисления оставалось лишь сдать немецкий язык. И тут приходит телеграмма с грифом «Правительственная»: «Вы прошли заключительный тур Всесоюзного смотра художественной самодеятельности».
Сбежав из части на прослушивание, Юрий оказался перед педагогами ГИТИСа, набиравшими новый курс. Абитуриент с честью выдержал экзамены в прославленный вуз и забыл об армии. По окончании института в 1955 году подающий надежды молодой артист был приглашен в легендарный Ярославский театр драмы им. Волкова, где прослужил два года.
В 1957 году Юрий Горобец вместе с женой Тамарой Ивановной Лякиной переехал в Одессу, где супруги проработали в местном театре до 1961 года. Затем, по приглашению Бориса Ивановича Равенских они возвратились в столицу и поступили в Московский Драматический театр имени Пушкина. В нем Юрий Васильевич прослужил 10 лет, его жена работает до сих пор. За эти годы они не раз вместе выходили на сцену. С уходом из театра режиссера, Юрий Горобец в 1971 году перешел в театр имени Вл. Маяковского к Андрею Александровичу Гончарову. А в 1989 года служит во МХАТ имени Горького под руководством Татьяны Васильевны Дорониной.
Играя на сцене, актер в первую очередь отдает предпочтение произведениям классиков или тех, кого сегодня тоже можно считать таковыми — В. Шекспиру, Б. Шоу, Ж. Ануйю, А. Островскому, А. Пушкину, А. Чехову, А. Толстому, М. Булгакову, М. Горькому, М. Шолохову, А. Корнейчуку, Л. Андрееву, Н. Погодину, В. Розову, С. Маршаку, Б. Полевому, А. Арбузову, В. Шукшину, Ю. Семенову…
Да, сменить пять театров – немало, однако именно на сцене в полной мере раскрылась многогранность таланта Юрия Горобец. В то время как кино чаще использовало его в качестве актера второго плана. На вопрос о своей любимой роли Юрий Горобец отвечает: «Любимая роль та, в которой ты все понял, которая тебе удалась чисто профессионально. Понимаете, артисты лукавят, когда называют свою любимую роль. Просто они ее удачно исполняют».
Однажды актер признался, что главной театральной ролью в своем исполнении считает роль Давыдова из «Поднятой целины» в постановке Бориса Равенских: «Меня поражала та высота идеала, которая была его сутью… Поражала, восхищала, требовала так прожить на сцене эту судьбу, чтобы откликнулся и понял ее зал».
Из огромного количества работ в кино Юрий Васильевич выделяет несколько: «Есть у белорусов такой герой — Минай Филиппович Шмырев, один из руководителей партизанского движения, батька Минай, как называли его. В 1965 году на студии «Беларусь-фильм» был поставлен о нем фильм «Батька», в котором я сыграл главную роль. Вот этот человек стал для меня особенно дорог. Надо было с ним «срастись», впитать в себя его великую любовь к Родине. Внешне я на батьку Миная совсем не похож. Но на съемках замечал особое к себе отношение, видел глаза, обращенные ко мне именно как к батьке Минаю. Такое трогает до глубины души, не забывается.
Люблю свою роль Антона Ивановича Деникина в телевизионном фильме «Хождение по мукам». С удовольствием вспоминаю работу в картине «Обвиняется в убийстве». Снялся также в первом отечественном телевизионном сериале «День за днем».
Первый успех в кино пришел к Юрию Васильевичу с картиной Евгения Ташкова «Приходите завтра». Роль студента оказалась не столь выразительной, но благодаря игре актера запоминающейся. Вот что рассказал мне Юрий Васильевич о работе в этом фильме: «Картина «Приходите завтра» снималась в Одессе в очень трудных условиях. Катя год болела — сказывались страшные нагрузки — днем снимались, вечером озвучание на Одесской студии. Что поделаешь — нищета. При таком темпе она еще и ребенка родила. Потом, на съемках постоянно бегала через дорогу в гостиницу Андрея кормить. Пока она снималась, с ним кто-то по очереди сидел. Но это потом… А пока простаивали, Женя переписал сценарий.
Несмотря на то, что это был наш первый с ним фильм, следующая картина «Жажда» вышла раньше — в 1959 году, а «Приходите завтра» только в 1962-ом. Сначала картина затрагивала модную на тот момент тему: кто важнее — физики или лирики? Я — вроде физик, она — вроде лирик. С появлением Анатолия Папанова, блестяще сыгравшего скульптора, картина претерпела изменение. Появилась некая глубина. Из проходной его роль превратилась в одну из главных, а фильм обрел новое звучание. Теперь уже о проблеме холостого, застойного искусства, в лице скульптора, и нового, возрождающегося творчества Фроси Бурлаковой, еще такого несовершенного, но очень светлого и жизнеутверждающего. Надо сказать, что поднятая в фильме проблема до сих пор жива.
Помню, как работали — сначала на площадке все обсуждалось, репетировалось, очень подробно оговаривалось… Словом, все по Станиславскому, ведь Ташков по первой профессии, как и Катя, был артистом. Самое сложное — создать на площадке нужную атмосферу. Она была потрясающая, какая-то семейная, несмотря на сложные условия, в которые была поставлена картина. Мы молодые, еще только пробовавшие свои силы в кино, все время что-то импровизировали, придумывали… И это было очень интересно, трогательно. Жаль, что в дальнейшем жизнь с Евгением Ивановичем нас развела. Сначала я уехал в Москву, а Женя с Катей еще оставались какое-то время в Одессе. Потом у нас в театре им. Пушкина режиссер запрещал актерам сниматься, благодаря чему я пропустил много интересных ролей. Так, был снят с картины «Человек, которого я люблю» (мою роль потом прекрасно сыграл Жора Жженов). Какой был тогда скандал!.. Летом уже отсняли много важных сцен на природе и в павильоне, а осенью наш режиссер меня не отпустил. И даже Фурцева ничего не смогла с ним сделать. Получается, по моей вине были сорваны съемки. Так я автоматически попал в черный список «Мосфильма».
Отвечая на вопрос – считает ли он свою актерскую судьбу счастливой, Юрий Горобец признается: «И да, и нет. Да — потому что люблю дело, которым занимаюсь, верю в его значимость и нужность. Нет — потому что постоянно чувствую недовольство собой». Возможно, поэтому не любит актер смотреть фильмы со своим участием: «Я и фотографии свои не люблю, и голос. Не знаю почему, но мне как-то неудобно становится, стыдно». В этом признании нет ни грани лукавства, ни позерства, лишь серьезное, ответственное отношение к делу, которым Юрий Горобец занимается. Недаром актер отзывается о своей работе: «Наша профессия — это лотерея, и далеко не все зависит от твоей одаренности, нередко главную роль играет господин случай».
В коллегах Юрий Васильевич больше всего ценит трудолюбие, умение полностью выкладываться на каждом спектакле, в каждом фильме, даже в эпизодической роли. Ненавидит в актерах «актерствование» — позу, когда за три версты видно — идет актер. Сам он сторонник ответственного отношения к профессии и необыкновенной простоты. Этому он научился у своих партнеров Анатолия Папанова, Николая Гриценко, Евгения Евстигнеева.
При всей загруженности, остается время у Юрия Васильевича и на хобби – уже много лет он занимается резьбой по дереву. «У меня много различных фигурок, вырезаю также иконы, – не без гордости рассказывает актер, — В последнее время увлекся гобеленом. Сделал себе настоящий станок. Выткал уже несколько гобеленовых картин, сделал панорамы Загорска и Суздаля». Праздники Юрий Васильевич, как правило, отмечает дома, в кругу семьи. Его дочь Елена не пошла по стопам родителей, закончив театроведческий факультет.
Наталья Тендора
Киновед, член Союза кинематографистов России
Фото из архива автора
Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!