25 декабря 2023 года вручены награды по итогам проведения Третьей Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики.
Учреждённая в 2021 году, Премия присуждается по итогам календарного года с целью поощрения лучших достижений в сфере отечественного кино, а также исследования и критического анализа кинематографа в целом.
Гостями церемонии станут известные актёры, телеведущие, режиссёры, сценаристы, члены Союза Кинематографистов России.
Регламент Премия Гильдии киноведов и кинокритиков утвержден на заседании Секретариата СК России, что придает Премии статус общесоюзной.
РЕГЛАМЕНТ ПРЕМИИ ГИЛЬДИИ КИНОВЕДОВ И КИНОКРИТИКОВ СК РОССИИ В ОБЛАСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА, ИССЛЕДОВАНИЯ ИСКУССТВА ЭКРАНА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ
Учредитель Премии:
Гильдия киноведов и кинокритиков СК России.
Цели и задачи:
— Премия Гильдии киноведов и кинокритиков СК России присуждается по итогам календарного года с целью поощрения лучших достижений в области экранного творчества, его исследования и критического анализа.
Для подготовки и вручения ежегодной Премии Оргкомитет формирует из членов Гильдии две комиссии:
- Комиссию Премии в области аудиовизуального творчества, задачей которой является отбор номинантов в области искусства экрана за текущий период.
- Комиссию Премии в области киноведения и кинокритики, первоочередной задачей которой является отбор работ по истории и теории искусства экрана, аудиовизуальной культуры и текущему кинопроцессу;
— Комиссии по премии формируются из авторитетных, активно действующих историков и теоретиков искусства экрана, кинокритиков и архивистов, являющихся членами Гильдии.
Присуждение Премии в области аудиовизуального творчества будет включать несколько этапов.
В течение года Комиссия по Премии в области аудиовизуального творчества собирает предложения профессионального сообщества всех регионов страны по соответствующим номинациям:
— «фильм года» (игровое, документальное или анимационное произведение экрана любой длительности, жанра и формата, отразившее «нерв времени»);
— «поиск киноязыка» (лучшая режиссура, монтаж);
— «новаторская драматургия»;
— «яркое визуальное решение» (работа художников и операторов, спецэффекты);
— «актер года» (включает главные и второстепенные мужские и женские роли);
— «оригинальное звуковое решение» (музыка, шумы и проч.)
— «лучший восстановленный (найденный) фильм»;
На соискание Премии могут выдвигаться произведения экранного творчества любой длительности, вида и жанра, впервые публично показанные в России в течение календарного года.
На втором этапе Комиссия формирует списки из 3-5 лидеров по каждой номинации.
На третьем этапе Оргкомитет Премии рассылает анкеты со списком номинаций, предложенных Комиссией, и ссылками на фильмы всем членам Гильдии – членам Союза кинематографистов РФ, что позволит охватить голосованием максимальное количество профессионалов.
При этом Премия будет следовать за «живым» кинопроцессом и подходить к формированию списка номинаций достаточно гибко, допуская возможность в том или ином году исключение (или наоборот, включение) той или иной номинации.
Результаты третьего этапа голосования подсчитываются Счетной комиссией, результаты опечатываются и передаются в Оргкомитет премии.
Ротация обеих Комиссий осуществляется раз в два года на заседании Оргкомитета и двух комиссий перед началом нового премиального цикла.
Номинации в области киноведения и кинокритики:
— Теория искусства экрана – за работы, в которых исследуются фундаментальные вопросы кинематографа в широком смысле, его место среди других искусств и в культуре и обществе в целом;
— История экранного творчества – за работы, в которых исследуются различные аспекты кинематографа в диахронном его аспекте; за снабжённые научным аппаратом публикации архивных текстов о кино, фильмографическая, справочная, библиографическая литература о кино, включая короткий метр и сериальную продукцию;
— Художественная критика – за работы, в которых анализируются современные фильмы и современный кинопроцесс в целом;
— Мемуары о кино – за работы, основанные на личном опыте их авторов и не являющиеся исследовательскими;
— Sine charta (без бумаги) – за работы, являющиеся киноведческими или кинокритическими по методологии, но не являющиеся письменными текстами;
— Мастеру – профессиональным киноведам и кинокритикам по совокупности их работ;
— Премия имени Мирона Черненко — за честь, достоинство и вклад в профессию.
Специальные призы:
— «фильм фильмов» (за лучший фильм-лауреат нашей Премии прошлых лет);
— «вклад в киноискусство».
Дату и место проведения Торжественной церемонии Премии определяет Оргкомитет премии.
Президент
Гильдии киноведов и кинокритиков СК России К.Э.Разлогов
2020 год
ПРИЗЕРЫ ПРЕМИИ ГИЛЬДИИ КИНОВЕДОВ И КИНОКРИТИКОВ СК РОССИИ ЗА ЛУЧШИЕ ИЗДАНИЯ О КИНО
Приз в номинации: Теория искусства экрана — Сальникова Е.В.
Путешествие через невозможное: авантюрность и фантастика Великого Немого. — М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023. – 424 с., ил.
Диплом в номинации: Теория искусства экрана — Эвалльё В. Д.
Феномен полиэкрана / В. Д. Эвалльё. — М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023. 376 с., ил.
Приз в номинации: История экранного творчества – Кинокомедия советского времени: история, звучания, подтексты. Посвящается 100-летию Леонида Гайдая. Сборник статей / Сост. Е.В. Сальникова, Н.А. Хренов, В.Д. Эвалльё. — М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023. 712 с., ил.
Приз в номинации: История экранного творчества – История Отечественного кино постсоветского периода/ Авторский коллектив. — М.: Вече, 2023. — 608 с.
Диплом в номинации: История экранного творчества — «Враг номер один» в символической политике кинематографий СССР и США периода холодной войны / Под ред. О. В. Рябова. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2023. — 400 с.
Специальный Диплом в номинации: История экранного творчества — Авторская группа проекта «Российская кинематография. Очерки истории киноотрасли (1896—2015 гг.)»: И.Н. Гращенкова, О.П. Зиборова, М.И. Косинова, В.И. Фомин(автор и руководитель проекта В.И. Фомин) / Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023. – 872 с.: ил.
Приз в номинации: Художественная критика — Смолев Д. Д.
Движение «Догма-95»: в поисках нового реализма / Смолев Д.Д. – М.: Государственный институт искусствознания, 2022. – 164 с.
Диплом в номинации: Художественная критика – Галаджева Н. П.
Кинооператор Юрий Векслер / автор-составитель Галаджева Наталья Петровна. – Москва: Соб. изд., 2022. – 132 стр. – илл.
Диплом в номинации: Художественная критика –Баландина Н. П.
Пока еще море принадлежит нам. Фильмы и время Михаила Калика. — СПб.: Порядок слов, М.: Издательство Дединского (Киноведческая артель 1895.io), 2022. — 384 с. — илл.
Специальный Диплом в память об ушедшем Мастере (и его 85-летии) — Медведев А.Н.
«Сослагательное наклонение. Беседы по истории отечественного кино». М.: издательство Дединского / Киноведческая артель1895.io, 2023. – 592 с. Редактор и составитель – Султан Усувалиев.
Важнейшим лауреатом Премии имени Мирона Черненко стала Елена Уварова. Приз «За многолетнюю плодотворную деятельность на посту главного соредактора газеты «Экран и сцена».
ПРИЗЫ ГИЛЬДИИ КИНОВЕДОВ И КИНОКРИТИКОВ СК РОССИИ ЗА ФИЛЬМЫ
ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ
1993, реж. Александр Велединский
ЛУЧШИЙ НЕИГРОВОЙ ФИЛЬМ
МОЙ МАСТЕР КЛАСС, реж. Сергей Зайцев
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ
СВЕТЛЫЕ ДУШИ, реж. Анастасия Жакулина
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ФИЛЬМ
ВИЗИОНЕР, реж. Всеволод Булавкин
РЕЖИССЕР ГОДА
АЛЕКСАНДР ВЕЛЕДИНСКИЙ («1993»)
НОВАЯ ВОЛНА (лучший сценарий)
ЕКАТЕРИНА ТИРДАТОВА («Первая любовь»)
ЯРКОЕ ВИЗУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ (лучший оператор)
ШАНДОР БЕРКЕШИ («Туман»)
ЯРКОЕ ВИЗУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ (лучший художник)
ОЛЬГАХЛЕБНИКОВА («Снегирь»)
АКТЁР ГОДА (актер, актриса, главная роль, роль второго плана)
АКТЕРСКИЙ АНСАМБЛЬ фильма «Край надломленной луны» Светланы Самошиной –ВИКТОРИЯ ТОЛСТОГАНОВА, МАША ЛОБАНОВА, АННА ШЕПЕЛЕВА
ШУМ И ЯРОСТЬ (звук, музыка)
МОИСЕЙ КОБЯКОВ, композитор («Не хороните меня без Ивана»)
ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ
КРАЙ НАДЛОМЛЕННОЙ ЛУНЫ, реж. Светлана Самошина
КИНО О КИНО
АНАТОЛИЙ ГРЕБНЕВ. ДНЕВНИК НЕ СОВСЕМ ПОСЛЕДНЕГО СЦЕНАРИСТА, автор Андрей Шемякин, реж. Кирилл Захаров, производство «Кинокомпании Шемякина»
ПРИЗ ОРГКОМИТЕТА
СОЗВЕЗДИЕ ПЕТРА ЧАРДЫНИНА, реж. Светлана Старостина
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ «За поиск киноязыка, органичное совмещение кино и театра, оригинальность звукового решения и яркий визуальный ряд»
РУССКИЙ КРЕСТ, реж. Эдуард Бояков
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДИПЛОМ ОРГКОМИТЕТА «За любовь»
ИГОРЮ ВЕРНИКУ за роль в фильме Светланы Проскуриной «Первая любовь»
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДИПЛОМ «За создание образа героя нашего времени»
СЕРГЕЮ ПУСКЕПАЛИСУ (посмертно)
Киновед,
ведущий консультант
Гильдии киноведов и кинокритиков
Союза кинематографистов России
Татьяна Москвина